Надо ли верить соцопросам

Результатам соцопросов доверяют 55%, а вот в искренность ответов респондентов верит только 40%
28% считают, что большинство или все скрывают то, что они думают о Путине

В очередной раз спросим себя, верить ли пресловутым рейтингам – доверия, одобрения и проч.? Вот сообщает, например, «Левада-центр», что рейтинг Владимира Путина составил в январе в целом 64%, а среди основного трудоспособного населения, т. е. тех, кому 25–54 года, – 58–59%. Верить ли «Левада-центру», не пытаются ли они занизить рейтинг президента? Все-таки они чьи-то там агенты (АНО «Левада-центр» принудительно внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, с чем не согласна). А может быть, по этой самой причине они его стараются подкрутить повыше, надеясь, что президент оценит и их простит?

Если у некоторых читателей нет готового ответа на вопрос, верить или не верить опросам, мы им можем помочь – сказать, что они не одиноки. 9% граждан России убеждены, что опросам надо верить, а 8% твердо верят, что верить не надо. Наиболее выразительна позиция наименее искушенных респондентов, тех, кому нет еще 25 лет. Среди них 21% при опросе выбрали ответ, что результатам опросов по большей мере не доверяют, еще 5% сказали, что совершенно не доверяют. Итого 26% молодых думают, что они опросам не доверяют. Но еще больше (28%) просто сказали, что не знают, доверять или нет. В целом же среди населения России преобладает (55%) мнение, что опросам можно доверять.

Кто-то из читателей, возможно, не исключает, что результаты опросов подделываются в пользу тех, кто их оплачивает. Мы с готовностью сообщим таким читателям, что так думают вместе с ними 8% россиян. Правда, среди наиболее зажиточных – кто мог бы себе позволить оплатить – их всего 3%.

Стоит заметить, что «Левада-центр» действительно живет на деньги тех, кто оплачивает опросы. Но читатели, увы, этих оплаченных результатов никогда не увидят. Эти результаты принадлежат тем, кто за них заплатил. Правда, они касаются того, что публику мало волнует: спроса на кетчупы и банковские карточки, отношения к сортам топлива и видам зимней обуви. И те, кто имел дело с подобными заказчиками, скажут вам, что при малейшем подозрении, что результаты подделаны, пусть в их пользу, они тут же разорвут отношения с этим агентством и хорошо если не пойдут в суд. Что касается публикуемых «Левада-центром» результатов опросов, они не оплачены никем, кроме самого центра. Это наша инициатива – задавать вопросы, которые, как мы считаем, важны для наших граждан.

Ладно, скажет недоверчивый читатель, вы-то, может быть, и честные. Но не врут ли вам ваши респонденты? В особенности когда вы им задаете вопросы на политические темы – станут ли они высказывать недовольство и критику? Из раза в раз россияне высшим государственным органам – Государственной думе и правительству – выражают больше неодобрения, чем одобрения. Среди респондентов-начальников чаще всего встречается мнение, что большинство «в наши дни» скрывают, что они действительно думают о Путине. А среди так называемых работяг – реже всего. В целом же 28% считают, что большинство или все скрывают то, что думают о Путине – наверное, имеется в виду, что думают нечто плохое. А 40% полагают, что люди отвечают на вопросы о Путине откровенно. В том числе те, кто в январе не одобрил его деятельность. Их было 34%.

Автор – руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»