Что вместо телевизора
«Потребление» телевидения падает, но и перетока аудитории к другим медиа не возникаетРазочаровываясь в телевидении, люди не столько обращаются к новым источникам информации, сколько просто теряют ориентацию в новостном потоке
Телевидение продолжает терять влияние на умы. Процесс медленный, и стартовал он с довольно высокой базы, но, похоже, уже стал необратимым. По свежим данным ФОМа, за последние два года доля тех, кто чаще всего получает новостную информацию по телевизору (можно было выбрать больше одного ответа), упала с 87 до 71%. При этом лишь 10% не смотрят телевизор вообще и только у 1% его просто нет в доме. Учитывая, что все основные каналы прилагают множество усилий к тому, чтобы никто из тех, кто в принципе телевизор смотрит, не остался не охваченным хотя бы новостными врезками, хочет он этого или нет, – этот результат, семь из десяти, выглядит вовсе не блестящим.
Из других исследований известно, что телевизионная аудитория стареет, и стареет быстрее, чем идет естественная смена поколений. Это значит, что дело не просто в том, что старшие продолжают смотреть привычное ТВ, в то время как более молодые предпочитают другие медиа. Идет переток – те, кто раньше смотрел телевизор, сейчас все чаще поворачиваются к нему спиной или сокращают потребление, даже если взамен не обращаются к новым медиа. За те же два года продвинутая аудитория, которая получает информацию в первую очередь из сети, выросла куда меньше, чем сократилась телевизионная (бурный рост в этом сегменте шел раньше). Новостными сайтами в интернете как одним из главных своих источников новостей пользуются 44%, на 8 процентных пунктов больше, чем два года назад; интерес же к получению новостей из социальных сетей и форумов (19% на январь 2019 г.) практически не изменился. Также неизменной – и невысокой – осталась и роль «старых» медиа: печатных СМИ и радио (по 12%). Другими словами, дело не в конкурентах. Проблемы испытывает телевидение как таковое – предельно централизованное, подцензурное и живущее в пропагандистском, простите за штамп, угаре. Сосредоточенное на чем угодно, кроме проблем, волнующих телезрителя в реальной жизни.
Если аудитория теленовостей всего лишь плавно сокращается, то доверие к ним в последние годы упало весьма резко: почти вдвое по сравнению с 2015 г. (36% против 63%) и примерно на треть с 2017 г. (49%). Это качественное падение: еще совсем недавно телевизионным новостям доверяли двое из троих, теперь столько же не доверяют. И снова это происходит в основном не за счет роста доверия к каким-либо другим источникам информации. Из всех альтернатив только форумы и соцсети несколько набрали рейтинг доверия – с 4% в 2015 г. до 11% теперь, чего явно недостаточно, чтобы компенсировать резкое падение доверия к все еще доминирующему источнику информации. То же можно увидеть и по данным о доверии к отдельным телеканалам с наиболее масштабным покрытием. Спросив людей, новостям какого канала они доверяют больше всего (можно было выбрать не более трех ответов), социологи получили следующий результат: доля тех, кто больше всего доверяет «Первому каналу», с 2015 г. упала с 53 до 37%, «России 1» – с 46 до 33%, НТВ – с 22 до 15%, «России 24» – с 17 до 9%. Кому же достались дивиденды от столь значительного падения? Как и в случае с альтернативными медиа, ни один из более мелких каналов не показал статистически значимого прироста. Люди просто стали выбирать меньше вариантов и чаще затрудняться с ответом (рост с 11 до 19%).
Это значит, что, разочаровываясь в телевидении, люди не столько обращаются к новым источникам информации, сколько просто теряют ориентацию в новостном потоке. Попросту говоря, не понимают, что происходит, кому можно верить и на какие сведения опираться, чего ждать от будущего: как долго продлятся экономические проблемы, не ждать ли новой войны и санкций, что будет с рабочими местами и с перспективами детей. Доверие и предсказуемость – основа институтов, необходимых для развития и хоть какого-то экономического успеха. В состоянии неопределенности естественно закладываться на худшее, откладывать решения, выбирать стратегии выживания и ухода от изменений. Вранье центральных телеканалов постепенно перестает быть эффективным средством контроля над умами, но взамен оно попросту уничтожает доверие в обществе, загоняя его в состояние беспомощности и растерянности. Смогут ли новые медиа заполнить создающийся вакуум, несмотря на отчаянное сопротивление государства развитию независимой информационной сферы? Всего за один последний год численность тех, кто хотя бы раз в месяц обращается за новостями к интернету, перевалила за половину – с 48% в прошлом январе до 58% в нынешнем. Охват все еще растет очень быстро, дело за надежностью, позволяющей обращаться к проверенному источнику постоянно, и собственно доверием к этому источнику.