Компромисс Дерипаски
Сделка российского олигарха с США показывает важность уступок обеих сторонПока рано говорить, что сделка Дерипаски с США будет носить модельный характер
Возвращение в Россию и немедленное, в аэропорту, задержание Анастасии Вашукевич вновь вызвали бурный интерес к фигуре Олега Дерипаски. Сам Дерипаска собирался ехать в Давос, где сегодня открывается экономический форум. Сначала ему отказали в участии, но потом все же пригласили. Интерес журналистов к алюминиевому магнату, конечно, обеспечен.
Это хороший повод вернуться к одной из главных сенсаций конца 2018 г., которая на самом деле до конца так и не оценена по достоинству. А что же это было? Я имею в виду решение минфина США убрать компании Дерипаски из списка SDN – Specially Designated Nationals. Мнения разошлись как в США, так и в России.
Позиция минфина США вызвала резкую критику многих парламентариев, немедленно потребовавших министра на ковер. Демократы увидели в этом очередной пример «русского следа» в деятельности администрации Дональда Трампа, который, по их версии, слишком лоялен Москве.
Выходит, что Россия может быть довольна решением американских регуляторов. Ведь эта история должна показать, что санкции не привели ни к краху российской экономики, ни к «заговору олигархов» с целью свержения Владимира Путина. А такая концепция была – что крупным собственникам придется устроить дворцовый переворот – как плата за снятие американских санкций.
Однако и в России огромное количество недовольных. Ведь уступки американцам оказались серьезными – пришлось согласиться не только с изменением структуры акционерного капитала в En+, но и, главное, с переходом большинства в совете директоров к американцам и британцам. Кроме того, компании Дерипаски будут вынуждены в деталях отчитываться перед американским Управлением по контролю за иностранными активами (OFAC). Сразу заговорили о введении фактически внешнего управления в целой крупной отрасли российской экономики. Вот тебе и национализация элиты. Так называемые патриоты ругают, естественно, премьера Дмитрия Медведева. Хотя понятно, что такое решение не могло приниматься без Путина, который предпочитает на эту скользкую тему не говорить. Показательно, что представителям деловых СМИ не дали задать президенту ни одного вопроса на итоговой пресс-конференции, которая прошла аккурат в день оглашения сенсационного решения по Дерипаске.
Конечно, рано говорить, что эта сделка Дерипаски с США будет носить модельный характер. Но тем не менее она любопытна как свидетельство понимания обеими сторонами необходимости уступок. Американцы получают особые привилегии, но по некоторым направлениям смягчают санкционное давление. GE будет поставлять турбины для «Арктик СПГ – 2», а Schlumberger хочет купить 49% в EDC.
Кстати, когда начинались переговоры о продаже доли в «Роснефти» большим китайским компаниям, ходили разговоры, что они потребовали особых условий членства в совете директоров. И им отказали. Тогда в сделке появилась никому не известная CEFC, а в итоге продажа вовсе развалилась. Китайцев, похоже, наши руководители опасаются еще больше.
Автор — генеральный директор Фонда национальной энергобезопасности