Как повышение цены парковки скажется на ее эффективности

Получат ли чиновники льготную парковку в центре Москвы
Тонкость, которая сводит на нет рассуждения об эффективности, – вопрос, предоставляются ли льготы по оплате парковки сотрудникам госучреждений

Что может сказать экономист про повышение цен на парковку в Москве? На 237 улицах цена за час стоянки составит 380 руб. Во-первых, это повышает эффективность, и с точки зрения чистой эффективности эта мера – один из лучших вариантов. Во-вторых, экономическая эффективность далеко не всегда совпадает со справедливостью и тем более с равенством – и в данном случае как раз не совпадает. В-третьих, есть важная оговорка: возможно, в этом решении есть малозаметная тонкость, которая убивает не только справедливость, но и эффективность.

Повышение эффективности происходит по следующей причине. Одно и то же парковочное место используется менее эффективно, если его занимает человек, который готов заплатить за это 80 руб., чем если его занимает человек, готовый заплатить 400 руб. Высокая цена выдавливает тех, кто готов платить мало, освобождая место для тех, кто может заплатить больше. И дело не только в парковочных местах – топ-менеджер корпорации или телезвезда, стоящие в пробке, – это потеря эффективности, и если высокие цены снижают нагрузку на центральные улицы (а они снижают), то это повышает эффективность. Заметим, что некая справедливость в ценовом регулировании есть – и побольше, чем в других видах регулирования. Цена высокая, но одинаково высокая для всех, и никто не назначен избранным – если ты готов заплатить за час стоянки твоего автомобиля 380 руб. – пожалуйста! (Это, конечно, не предел эффективности – лучше было бы приватизировать землю под парковки, проследив, чтобы не сформировалось монополии, и дать возможность каждому торговаться за каждое место. Это либертарианская утопия, конечно.)

Однако если понимать справедливость в том же смысле, в каком она понимается в выборном законодательстве – «один человек – один голос», то, конечно, в ценовом регулировании мало справедливого. Парковка по жребию (на практике нерегулируемая парковка – это фактически парковка по жребию) – идеал такой справедливости. И противоположность эффективности. Ограничение на часы парковки в дополнение к оплате – стандартная практика в мировых столицах. Это более справедливо, но менее эффективно, чем цены.

А тонкость, которая, возможно, сводит на нет все рассуждения об эффективности, – это вопрос о том, предоставляются ли льготы по оплате парковки сотрудникам множества госучреждений, расположенных в центре города. Эффективность требовала бы следующего: льгота выплачивается работнику в качестве зарплаты, а он уже сам решает, платить за парковку или нет. Но это может быть трудно сделать политически: одно дело выдать льготу натурой, что непросто заметить со стороны, другое – повысить зарплату на 80 000 руб. в месяц. (Очень грубо – 380 руб. на девять часов в день на 20 рабочих дней в месяц.) Если такая практика распространена, то повышению эффективности в результате повышения стоимость парковки грош цена. Тогда это просто коррупция и несправедливость.

Автор — профессор Чикагского университета и НИУ «Высшая школа экономики»