Почему новая жизнь не начнется завтра
Реальные реформы и изменение институтов – это чрезвычайно долгий процессМы приспособились жить в плохой системе и научились получать от этого выгоды. Переход в хорошую систему от всех потребует изменения привычной модели поведения
Есть в экономике такое понятие, как нарушение координации (coordination failure). Представьте, что некоторая система может находиться в разных равновесиях – «плохих» и «хороших». Чтобы оказаться в «хорошем» равновесии, экономические агенты должны координировать свои действия. Если у них это не получается, наступает «плохая» стабильность. Самый простой пример – известная «дилемма заключенного»: два полностью рациональных злодея, зная, что кооперация в их интересах, в погоне за личной выгодой предпочитают не сотрудничать. В итоге оба надолго оказываются за решеткой.
Более интересный случай провалов координации – когда переход к «хорошим» состояниям требует неординарных реформ и терпеливой работы всего общества. Взять, например, коррупцию или даже банальное воровство. Кажется, появись завтра в России независимые суд и СМИ, а также свободные выборы, то всех воров посадят, а общество начнет жить по-новому. И станет наша страна эдакой Финляндией. Не станет. И вот почему.
Независимый суд с завтрашнего дня должен будет судить не только известных всей стране героев фильмов Алексея Навального. Но также и вашего соседа по даче, который подключает сварочный аппарат напрямую к проводам в обход счетчика. Или другого вашего приятеля, который в армии продавал солярку налево, так как все равно ее у государства много. А также вашего родственника, который по знакомству получил консультацию у хорошего врача в государственной больнице в его рабочее время за коробку конфет.
Иными словами, при переходе общества в «хорошее» состояние проблемы будут не только у «жуликов и воров», которых ненавидит оппозиция, но и у большинства из нас. По крайней мере – в ближнесрочной перспективе. Конечно, долгосрочные выгоды перевесят мимолетные затраты. Однако этот переход не будет сродни пересечению границы с той же Финляндией, где даже злостные русские лихачи моментально начинают соблюдать законы на дорогах (а иначе большой штраф или даже запрет на въезд в страну в будущем).
Перефразируя вывод из известного анекдота, между туризмом и эмиграцией в «хорошее» состояние есть разница. Мы приспособились жить в плохой системе и научились получать от этого выгоды. Переход в хорошую систему от всех потребует изменения привычной модели поведения. А это всегда долго и болезненно. Даже смена простых привычек у человека занимает до двух третей года. Здесь же мы говорим о перемене привычного образа жизни у целого общества – той самой координации, нарушение которой не позволит моментально превратиться в Финляндию.
Как совершить этот переход, наука не знает. Интуитивно понятно, что на практике для этого нужны и действия оппозиции на площадях, и работа сислибов в правительстве, и статьи ученых, и колонки блогеров, и в итоге политическая воля лидеров. В любом случае это долгое путешествие, которого, однако, не надо бояться.
Автор - профессор прикладных финансов ЕУСПб, проректор РЭШ по стратегическому развитию