86% за «крымнаш»
Надежды на то, что присоединение Крыма простится России, питают в первую очередь образованные и состоятельныеПротивостояние страны и внешнего мира <...>россиян не пугало и, как не странно, продолжает устраивать
Прошло четыре года, как «крымнаш». Ушел первый крымский эффект: мы победили – и потому все кругом прекрасно, даже деятельность правительства и парламента оцениваем скорее положительно, чем отрицательно. Оценки вернулись в свое привычное соотношение, недовольства деятельностью этих институтов опять больше, чем одобрения.
Но остались на прежнем высоком и высочайшем уровне многие более важные индикаторы общественного настроения. Одобрение деятельности Владимира Путина на посту президента с тех пор и до сегодняшнего дня стоит на уровне не ниже 80% (один раз опускалось до 76%). Это значит, потребность нации в символическом объединении сохраняется. 88% в марте 2014 г. и 86% (вот они!) в марте 2018 г. заявляют, что поддерживают «присоединение Крыма».
Соотношение согласных и несогласных с мнением, что в этой акции «Россия нарушила свои международные обязательства и договоренности», было как 10% к 78%, а стало как 14% к 74%. Не в том ли дело, что оказалось можно одному из кандидатов в президенты невозбранно вслух говорить, что мы поступили незаконно и «крымненаш»? Не называя никого по имени, «Левада-центр» спросил в связи с этим у россиян: а какие чувства у них вызывают люди, которые «неодобрительно высказываются о присоединении Крыма к России»? «Уважение» они вызвали у 4% избирателей (среди молодых – у 2%), «симпатию» – тоже у 4%, «злость» – тоже 4% – словом, отклика нет. Есть легкое «раздражение» – у 18% (при этом у женщин несколько больше, чем у мужчин, угадайте почему). Главная реакция общества на это – отказ услышать. 64% выбрали ответ – «эти люди» не вызывают «никаких особых чувств». Особенно силен отказ молодых, на которых, вероятно, рассчитывали «эти люди», – у 73% из них нет насчет «неодобрительных высказываний» «особых чувств».
Про «присоединение» 70% готовы сказать, что оно принесло России «больше пользы, чем вреда». В чем польза – не обсуждаем, а наиболее очевидный вред – противостояние страны и внешнего мира. Но индикаторы показывают, что россиян оно не пугало и продолжает, как ни странно, устраивать. В июне 2014 г. 37% опасались, что «нас ожидает нарастание напряжения в отношениях, новый виток холодной войны, но 43% были спокойны, они выбирали ответ: «Все постепенно будет спущено на тормозах, и наши отношения постепенно вернутся к тем, которые были до этого инцидента». За прошедшие четыре года можно было много раз убедиться, что напряжение росло, СМИ твердят о возвращении к холодной войне, но соотношение ответов практически не менялось все это время. А ныне даже чуть выросло в пользу мнения, что все обойдется. Тревожная закономерность: подобной иллюзией люди тешат себя тем чаще, чем выше уровень их образования и дохода. Среди малообразованных таких 41%, а среди лиц с дипломом – 47%, среди бедных – 41%, а среди зажиточных – 56%. И от попавших в выборку руководителей больше половины не хотят видеть неприятную реальность. Тенденция, однако: значит, настроения эти идут в общество «сверху», именно там пестуют идеи, что «они», мол, никуда не денутся и простят нам Крым, как простили Афган и Грузию.
Автор — руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»