Как бы тут оскорбиться
Освещение Олимпиады стало поиском поводов для обид и скандаловПосле того как пружину скрутили, реакция на замечательную в спортивном смысле победу российской хоккейной сборной над немцами была во многом неадекватной
Олимпийские игры в Корее закончились, и МОК уже поспешил восстановить членство Олимпийского комитета России. Можно подсчитывать медали вообще и золотые в частности, спорить, зачем керлингисту мельдоний, и даже дискутировать, что наши в отличие от американцев и канадцев привезли профессиональных хоккеистов. Но у Олимпиады есть и медийные итоги.
Прежде всего, бросается в глаза, что почти вся российская пресса с первого дня соревнований искала поводов оскорбиться. Еще до официального открытия Игр стали появляться новости о каких-то стычках, конфликтах и как бы потасовках в олимпийской деревне, по прочтении которых у среднего читателя должно было складываться ощущение атмосферы ненависти и разнузданной травли «олимпийских атлетов из России».
К этому прибавлялось регулярное подогревание уязвленных национальных чувств. В двадцать пятый раз, дескать, олимпийская администрация предупредила, что будет наказывать за российский флаг. И гимн. И даже болельщиков. И даже белорусских. В значительной степени это было передергиванием, что можно было видеть по трансляциям соревнований, где триколоры спокойно реяли на трибунах.
Но лейтмотивом сообщений российских журналистов из Пхенчхана, конечно, был допинг – со всех сторон и ракурсов. То нашу спортсменку силой потащили якобы сдавать анализ. То нашему керлингисту враги тайно подсыпали мельдоний. То норвежцы привезли с собой сотни упаковок лекарства от астмы, а оно ведь на самом деле допинг!
Если читать все эти новости, почти неизбежно возникает ощущение, что весь мировой спорт, особенно западный, нагло и безнаказанно использует допинг, а россиян попирают, унижают, вытирая ноги об их флаг, а теперь еще и подставляют, чтобы представить их совсем уж отмороженными нарушителями.
Неудивительно, что, после того как пружину скрутили подобным образом, реакция на замечательную в спортивном смысле победу российской хоккейной сборной над немцами была во многом неадекватной. В ход пошли сравнения со Сталинградом. Некоторые колумнисты даже пришли к выводу, что наши атлеты «отомстили за дедов».
К сожалению, нездоровая политизация Олимпиады и спорта вообще приводит именно к таким последствиям. А в условиях значительной управляемости медийной картиной России еще и к кампанейщине, что было прекрасно видно на примере реакции на статью The New York Post о российских хоккеистах.
Таблоид всего лишь скопировал текст AP и сопроводил его громким заголовком про «сборную без страны». Отреагировали на это всей страной – от государственных информационных агентств до депутатов Госдумы и пресс-секретаря президента. В итоге один заголовок одного, к тому же желтого, издания представили чуть ли не государственной позицией США.
Но в целом западная пресса нейтрально-иронично отнеслась к «олимпийским атлетам из России». Да, писали и про допинг, и про скандалы – все же слово Russia в заголовках до сих пор приносит клики, – но без особого накала истерики или, скажем, паранойи, как это могло показаться в преломлении кривого зеркала отечественной пропаганды.
Автор — диджитал-директор RTVI