Николая Второго убил Годзилла?
Ритуальных убийств не существует – зато существуют антисемиты, пишет Андрей БабицкийБольшой бескорыстный труд антисемитов не изменил консенсуса: ритуальные убийства – это выдумка
Последние два дня сразу много людей допустили мысль, что убийство Николая Второго и его семьи в июле 1918 г. было ритуальным. Сперва епископ Тихон Шевкунов заявил, что у него «самое серьезное отношение» к этой версии, и добавил, что у значительной части церковной комиссии, занятой расследованием обстоятельств гибели царя, в этом нет сомнений. Затем старший следователь Следственного комитета сказала, что СКР будет расследовать эту версию. Все это выглядит на первый взгляд проявлением искренней любознательности, но в действительности им не является. Это антисемитизм, причем довольно пещерного толка. Оказалось, что и церковь, и Следственный комитет полны антисемитов. Это важно сказать вслух и никогда нелишне объяснить, почему это так.
Представьте ради мысленного эксперимента, что епископ Шевкунов всерьез отнесся бы к версии, согласно которой Николая Второго убил Годзилла – или, например, засосала дыра в пространственно-временном континууме. Поскольку историческая наука не воспринимается епископом как сколько-нибудь подходящий метод изучения прошлого, эту версию он, вероятно, тоже просил бы проверить Следственный комитет. Что дало бы такое расследование?
Вероятно, ничего. И проблема не в том, что у нас нет хороших свидетельств пребывания Годзиллы в Екатеринбурге в июле 1918 г., а в том, что Годзиллы вообще не существует. Весь богатый опыт человечества, сложнейшие приборы и самые изощренные теоретические выкладки не смогли никого убедить, что это реальное явление вещного мира. Годзиллы нет. Когда кто-то пытается объяснить убийство с помощью Годзиллы, это многое говорит о склонностях и верованиях предполагающего, но ничего – об обстоятельствах самого убийства.
С ритуальными убийствами та же штука: их не существует. И не было в новейшей европейской истории. Тем более их не существовало в том контексте, в котором это слово используется последние несколько веков, – евреи не убивают христиан и не замешивают на их крови мацу. Большой бескорыстный труд поколений антисемитов не изменил существующего консенсуса: ритуальные убийства – это выдумка. Зато сам этот миф совершенно реален, а люди, которые в него верили и верят, многочисленны, красноречивы и хорошо описаны. Почти всех этих людей объединяет – помимо веры в ритуальные убийства – плохое отношение к евреям.
Можно представить себе человека, всерьез рассуждающего о ритуальных убийствах, который не узкоспециализированный антисемит, а нацист широкого профиля. (В царской России в ритуальных убийствах обвиняли не только евреев, но и удмуртов, мултанских вотяков – дела эти, впрочем, заканчивались оправданием и скандалом.) Это едва ли лучше, но, учитывая богатую историю вопроса, такое объяснение кажется маловероятным. Почти столь же маловероятным, сколь и обнаружение сценария черного ритуала, написанного рукой одного из цареубийц.
Поэтому расследование СКР, скорее всего, не сообщит нам ничего нового. Мы и так знали, что царя убили коммунисты и что в России полно антисемитов – совсем уже простых, без претензий.