Почему избирателю будет сложно поверить Ксении Собчак
Проблема искренности кандидата с точки зрения теории политэкономикиПроблема правдоподобности означает, что большинство избирателей, потенциально готовых голосовать против всех, Собчак не поддержат
По результатам регулярных опросов ВЦИОМа у Ксении Собчак один из самых низких кредитов доверия среди популярных политиков. С точки зрения либерально настроенной части населения, она говорит правильные вещи. Ее тезисы резонно следуют из ее убеждений, а ее готовность стать кандидатом «против всех» и собрать голоса тех, кто недоволен сегодняшним положением вещей в стране, очень конкретная и полезная для либералов задача. Однако почему-то в истинность ее устремлений не верят. Видят в этом прихоть «блондинки в шоколаде», новое шоу, руку Кремля и т. п.
Если вопрос в шоу, то тогда не важно, кто платит и каков будет результат, – важен процесс. Если же устремления Собчак искренние, то тогда она оказывается в очень сложной ситуации, которая экономистам известна как проблема правдоподобности. Впервые о ней в статье Promises, Promises: Credible Policy Reform via Signaling написал гарвардский профессор Дэни Родрик лет 30 тому назад.
Представьте, что правительство консервативных и близоруких взглядов заводит экономику в кризис, но остается у власти. Для выхода из кризиса нужно провести некоторые либеральные реформы, и правительство действительно этого хочет. Однако его прежние консерватизм и близорукость не вяжутся у избирателей с новой задачей, избирателей мучают вполне оправданные сомнения в последовательности действий правительства. Не веря в искренность его устремлений, предприниматели не инвестируют вдолгую, продолжают выводить деньги из страны и т. д. Реформы в итоге проводят, но их результат разочаровывает всех: основываясь на том, что все разговоры о реформах – просто разговоры, бизнес уже направился к выходу.
По Родрику, недостаток правдоподобия или веры в искренность устремлений правительства функционально эквивалентен провальной реформе. Чтобы избежать провала в описанной ситуации, правительство должно приложить дополнительные и затратные для себя усилия, дабы победить сомнения и убедить избирателей, что смена парадигмы имеет место на самом деле. Например, реформы должны проводиться быстрее и быть еще более либеральными, чем можно было бы изначально ожидать. Иначе говоря, нужно прыгнуть выше головы.
В ситуации с Собчак сомнений в ее «неконсервативности» нет, но есть сомнения в близорукости и последовательности. Сначала «блондинка», потом «Дом-2», потом Координационный совет российской оппозиции, потом политический журналист и параллельно журналы SNC, L’Officiel и проч. – резюме Собчак выглядит как своеобразное лоскутное одеяло. Куда отнести намерение стать кандидатом в президенты – к медиапроектам или политической деятельности, – не ясно. Проблема правдоподобности означает, что большинство избирателей, потенциально готовых голосовать против всех, Собчак не поддержат: проголосуют за других или вообще не придут на выборы. Даже минимальная цель, о которой заявляет Собчак – объединение протестного электората, – не будет достигнута.
Автор – декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге