Где начинается конец света
Патриарх Кирилл увидел признаки «окончания истории»На фоне газовых камер и заполярных лагерей шалости сегодняшних греховодников как-то меркнут
Ну все, доигрались – конец света. Теперь уже Армагеддон предсказывают не только Матрона Московская и нумеролог Мид, согласно концепции которого десятая планета Нибуру уничтожит все живое за семь лет, а также автор теории иерархических катастроф товарищ Беляев. Погрязшие в либеральных ценностях греховодники породили в патриархе Кирилле ощущение «бездны окончания истории». Прямо как в старом еврейском анекдоте: «Верите ли вы в конец света?» – «Верить не верю, но наблюдаю».
История уже заканчивалась один раз. Ее конец провозгласил Фрэнсис Фукуяма сначала в журнальной статье «Конец истории» в 1989 г., а затем в одноименной книге. И совершенно не следует корить профессора за избыточный оптимизм. Тогда история и в самом деле закончилась – вместе с падением коммунизма. Как говорится, ничто не предвещало. Никогда такого не было, и вот опять: история взяла и началась снова – запрещенные в России организации, мигранты, беженцы, «арабские весны», киевские майданы и прочие заговоры госдепа.
Но, судя по всему, первое лицо РПЦ не только об этом. Пока светская часть власти с ног сбилась в поисках под инновационным фонарем образа желаемого для России будущего, власть церковная начала думать в противоположном направлении, ссылаясь на Иоанна Богослова. Ряд признаков «классического» конца света и в самом деле имеется. Например, «сильный зной от солнца». Но пока светская власть не закрыла границы, в принципе, можно прятаться от этого элемента апокалипсиса в странах, находящихся на берегу Балтийского моря и под защитой усиленного контингента НАТО. Ну или мотнуться на выходные «Сапсаном» в Питер либо на байдарках в Карелию (на Валаам нельзя – туда теперь «нежелательных людей» не пускают).
Пока одни раскачивают галеру с целым рядом рабов на ней, другие, по мнению патриарха, «раскачивают лодку человеческих страстей», с тем чтобы увеличить инвестиционную привлекательность и мягкую силу греха. В частности, заняты этим театр и кинематограф. Раньше было проще: забрал Мейерхольда в подвалы компетентных органов, дал ему по пяткам резиновым жгутом – и нет греховодного театра. Теперь достаточно ареста режиссера: внешне – за финансовые нарушения, а по сути – за грех. Точнее, недостаточно. Потому что не перевелись еще на Руси, как говорил Хрущев, «абстракцисты и п...», есть еще кому нашу лодку покачать.
В этот, по словам Кирилла, «критический период развития человеческой цивилизации» надо сплотиться здоровым силам. Ну, во-первых, критических периодов было не меньше, а гораздо больше до сегодняшнего конца истории 2.0. Достаточно вспомнить геноциды, холокост, Первую мировую, Вторую мировую, Карибский кризис 1962 г., гонку вооружений и проч. На фоне газовых камер и заполярных лагерей шалости сегодняшних греховодников как-то меркнут. И можно еще поспорить, что именно символизирует конец света – телячий вагон на север или права меньшинств. Боюсь, что ближе к Армагеддону первый образец.
И во-вторых, когда «здоровые силы», скованные любого типа высоконравственными скрепами, объединяются, это почему-то всегда заканчивается коммунизмом, фашизмом и прочими тоталитарными режимами. То есть настоящим концом света.
Автор – директор программы Московского центра Карнеги