Прокат как основа будущего экономики
Четвертая промышленная революция – это перестройка рынков потребленияЧем богаче люди, тем лучше они понимают суть cost of carry. В какой-то момент человека осеняет, что лучше ничем не владеть, а лишь брать напрокат, когда нужно
Внедрение цифровой экономики, 3D-печати, блокчейна и другие приметы технологического прорыва – общемировой тренд. Он хорошо описан Клаусом Швабом, основателем Всемирного экономического форума в Давосе, в бестселлере «Четвертая промышленная революция». В России об этом тоже много говорят, однако, на мой взгляд, упускают из внимания один важный аспект – кардинальное изменение культуры потребления. А именно переход от покупки товаров к покупке услуг.
Мы все любим владеть вещами, обладать ими. На этом основана модель линейного производства по типу «создал – использовал – выбросил». Так еще со времен первой промышленной революции работает современная экономика. Однако для того чтобы комфортно жить, иметь определенный социальный статус, владеть вещами не обязательно. Главное – пользоваться их функциями. Вместе с технологическими прорывами четвертая промышленная революция нацелена на создание массовых лизинговых рынков, которые заменят необходимость владеть возможностью пользоваться.
В горах Швейцарии гиды катаются на лыжах самой последней модели. Однако они их не покупают. Берут у производителя напрокат, а через год получают новую пару. Так выгоднее: лыжи за сезон изнашиваются или даже ломаются, а по контракту их в любой момент починят или заменят.
Компания Bundles в Нидерландах сдает в аренду стиральные машины Miele, причем потребитель платит лишь за количество стирок. Через год машину можно поменять на еще более современную модель. В Великобритании и США компания Yotel запустила проект Society – сеть дизайнерских квартир в престижных районах и с полным обслуживанием. Хочется переехать из Лондона в Ливерпуль или Сан-Франциско – пожалуйста: бессрочный гибкий контракт аренды позволяет менять место жительства хоть каждый месяц.
С одной стороны, подобные схемы позволяют производителям экономнее расходовать ресурсы и избегать перепроизводства. Модель экономики из линейной становится круговой: «создай – используй – переработай». С другой стороны, с быстрым развитием технологий обладание дорогими высокотехнологичными вещами становится ненужной роскошью. Вещи быстро устаревают, выходят из моды, требуют дорогого обслуживания. Сегодня, с точки зрения экономиста, собственность означает все более высокие costs of carry – издержки обладания активом. В круговой экономике потребитель их не несет.
По моему опыту чем богаче люди, тем лучше они понимают суть cost of carry. В какой-то момент человека осеняет, что лучше ничем не владеть, а лишь брать напрокат, когда нужно. В целом для общества, в котором частной собственности долгое время вообще не существовало, такой подход очень радикален: мы еще не наелись владением. Кроме того, историческое изобилие ресурсов в России делает разговоры об их экономии не такими актуальными, как на Западе. Возможно, именно по этим причинам аспект перестройки рынков потребления пока не получил у нас должного внимания.
Автор – декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге