Результат на выборах ничего не значит
Чем в этом смысле отличается президент от губернаторов?Досрочно покинувшие посты губернаторы проходили через голосования и получали впечатляющие результаты, причем многие совсем недавно, в 2013–2015 гг.
За полгода до президентских выборов положение дел в избирательной системе России приобретает особенно важное значение. Прошедшие в сентябре региональные голосования завершились рядом блистательных побед: все поддержанные президентом кандидаты получили от 60,58 до 89,19% голосов избирателей. Казалось бы, такие результаты должны свидетельствовать о высокой популярности власти и отличной работе всей политической системы – ведь только харизматичные, яркие и по-настоящему популярные политики могут получать столь высокие проценты на свободных выборах.
Но благостную картину омрачает череда отставок других руководителей регионов, начавшаяся вскоре. Характерно, что все досрочно покинувшие посты губернаторы тоже проходили через голосования и тоже получали впечатляющие результаты, причем многие из них избирались недавно, в 2013–2015 гг.
Несомненно, в каждом конкретном случае у происходящих перестановок есть какое-то объяснение, но общая логика процесса просматривается с большим трудом. Карусель электоральных побед и досрочных отставок вчерашних триумфаторов если не уничтожает полностью, то ставит под вопрос форму и смысл выборных процедур в стране. Ведь если результаты выборов не имеют никакого принципиального значения ни для занятия поста – потому что победа гарантирована любому поддерживаемому Кремлем чиновнику в любом регионе, – ни для его оставления – ибо любой губернатор в любой момент времени может отправиться в отставку, – то какой в них смысл? Связаны ли хоть как-то получаемые на выборах голоса избирателей с реальной поддержкой власти населением, если учесть абсолютное безразличие граждан к внезапному уходу в отставку тех, за кого они так активно голосовали еще недавно?
Источником всех кадровых решений в современной России остается президент и его ближайшее окружение. Все отправленные в отставку и победившие на выборах губернаторы проходили через процедуры согласования в самых высоких кабинетах и так или иначе получали поддержку от президента. Предполагается, что контролируемая сверху демократия гарантирует монолитность и стабильность всей пресловутой властной вертикали: во главе регионов становятся не какие-то случайные люди, не местные полулисты, а исключительно компетентные, тщательно проверенные в Москве чиновники, которых поддерживает сам президент. Но досрочные отставки губернаторов ставят под вопрос эффективность существующей системы поиска и расстановки кадров и осведомленность президента относительно управленческих способностей тех, кого он поддерживает. По сути, каждый не доработавший свой срок губернатор – это убедительный довод против сложившегося положения дел. Система устроена так, что каждая кадровая ошибка кремлевских администраторов сначала закрепляется с помощью голосования, а спустя 2–3 года с помощью голосования же исправляется, и частота таких процедур возрастает, что ведет к профанации всей электоральной системы: выборы превратились в дорогостоящую, хлопотную, но совершенно бесполезную формальность.
Несомненно, выборы губернаторов – это не выборы президента. К организации и проведению президентских выборов чиновники подходят гораздо ответственнее. Но система мобилизации избирателей в России едина – в регионах за проведение выборов губернаторов и президента отвечают одни и те же чиновники и структуры. И если за полгода до президентских выборов населению и элитам наглядно демонстрируют, что существующая система способна обеспечить победный результат любому кандидату в любом регионе и в любое время, причем к реальной поддержке населением конкретных губернаторов, уходящих и приходящих по воле Кремля, это не имеет прямого отношения, то почему к результатам будущих президентских выборов надо относиться с большим почтением и доверием, чем к итогам сентябрьских голосований в регионах? Чем победные проценты Владимира Путина будут весомее или значимее процентов любого другого из недавних региональных победителей или отставников?
Автор – политолог, Екатеринбург