Нервы в обмен на деньги
У каких групп населения стресс более оправданСостоять в безработных, быть занятым дома, даже быть рабочим – значит переживать больше среднего, а получать меньше среднего
В конце нынешнего лета мы задавали нашим респондентам вопрос, ощущают они или нет стресс и напряжение в конце дня. Около 10% пожаловались, что чувствуют это каждый или почти каждый день, а четверть – что имеют такие ощущения раз-два в неделю. Остальные таких жалоб почти совсем или совсем не предъявляли.
Будем считать, что треть населения чувствует стресс. Среди людей 18–24 лет доля жалоб ниже средней (0,8), а когда они в 25–39 лет обзаводятся семьей, жалоб на стресс становится, напротив, в 1,2 раза больше, чем в среднем. Многое зависит от того, чем живет человек. В 1,3 раза чаще других жалуются на стресс предприниматели. Но нелегко и управлять нами всеми. Наши руководители после своих управленческих трудов пребывают в напряжении в 1,2 раза чаще нас, руководимых. Стрессогенность рабочих мест у служащих такая же, как у рабочих. Оказывается, вообще ходить на работу тяжело: у еще не работающих, как и у уже не работающих, жалоб на напряжение в конце дня меньше, чем у работающих.
Данные, которые мы рассмотрели, – нечто вроде показателя издержек, затрат со стороны жителей страны на то, чтобы в ней жить. Но наряду с издержками у нас есть еще и доходы. Диапазон различий в доходах среди наших респондентов таков: доходы (в месяц на семью), о которых нам сообщают руководящие работники, в 1,5 раза выше средних, это максимум, а доходы студентов составляют 0,6 от средних, это минимум (оговоримся, это не средние значения дохода по данным Росстата, а те, которые получаются как средние из ответов наших респондентов).
Как вознаграждаются понесенные человеком нервные расходы?
Люди бизнеса имеют доходов в 1,3 раза больше, чем средний россиянин. Но и нервов они тратят, судя по их ответам, также в 1,3 раза больше. Наверное, такое положение надо признать справедливым. Люди в активном возрасте чувствуют напряжение больше других, но и доходы их настолько же выше средних. Признаем и эту ситуацию сбалансированной. А молодость и старость – это сдвиг баланса, но в разные стороны. У тех, кто моложе 25 лет, то ли нервы покрепче, то ли проблем поменьше, но у них жалоб меньше, чем в среднем (0,8), а доходов чуть больше (1,1). Та же по размеру разница между обсуждаемыми показателями, но с другим знаком получается при сравнении ответов пожилых про их доходы и их стрессы. Они нервничают больше остальных (1,1), а имеют доходов меньше остальных (0,8).
Разделение жителей страны на тех, кто (огрубляя) больше тратит нервов, чем получает денег, и тех, у кого денежных доходов больше, чем нервных расходов, идет по линиям привычным, известным. Село, небольшие и средние города в этом плане в минусе, большие города в плюсе. Состоять в безработных, быть занятым дома, даже быть рабочим тоже значит переживать больше среднего, а получать меньше среднего. Лучше быть служащим, специалистом или начальником. У них нервные расходы выше средних соответственно в 1,1, 1,1, 1,2 раза. Но доходы в 1,3, 1,4, 1,5 раза выше. Они не в проигрыше.
Автор – руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»