Нищета оппозиции
Соревнование с государственной машиной на голом энтузиазме обречено на поражениеЭпопея с Демкоалицией ставит вопрос: возможна ли вообще в современной России успешная оппозиционная политическая активность? В теории – да, но на практике, похоже, нет.
Провал праймериз «Парнаса» если и стал событием, то для очень узкого круга энтузиастов: сразу после фактического распада Демократической коалиции это голосование превратилось в малоинтересное внутрипартийное мероприятие. Но вся эпопея с Демократической коалицией вновь ставит важный вопрос: возможна ли вообще в современной России успешная общенациональная оппозиционная политическая активность?
В теории – да, но вот на практике, похоже, нет. Например, устроить те же общенациональные праймериз в интернете кажется довольно простым делом: современные технологии предоставляют широкие возможности и стоит электронная демократия гораздо дешевле, чем организация офлайнового голосования сопоставимого масштаба. Простота эта оказалась обманчивой: небрежность в технических вопросах, плохая организация процесса и ряд других субъективных и объективных факторов привели к печальному финалу.
Но дело вовсе не в технологических решениях, вокруг которых сейчас идет главная полемика, а в фактически закрытом для оппозиции доступе к массовой аудитории, к миллионам граждан России. Они далеки от дискуссий в узком кругу московских вождей оппозиции и активистов и едва ли имеют возможность узнать что-то хорошее об их идеях, программах и мероприятиях из привычных и наиболее популярных каналов получения информации. Надежды на интернет, которым пользуется все больше и больше людей, пока себя не оправдывают: во-первых, он все еще не главное средство массовой информации, во-вторых, в нем активно и вполне успешно работают агенты государства, фактически дублирующие повестку дня офлайновых медиа. Таким образом, реальной возможностью провести общенациональную политическую мобилизацию обладает только государство и близкие к нему структуры, а любая ненужная государству активность заведомо остается незаметной для большинства населения.
Поэтому не стоит себя обманывать: даже если бы Демократическая коалиция состоялась, а праймериз были бы организованы на высоком идейном и технологическом уровне, едва ли получилось бы привлечь на них в разы больше участников. Реальность 2016 г. такова, что «Единая Россия» способна провести праймериз с сотнями тысяч участников, а оппозиция не может выйти за пределы нескольких тысяч активистов. Надо честно себе признаться: праймериз, которые заинтересовали всего-то 16 000 (по другим сведениям – 24 000) избирателей, никак не могут считаться общенациональными, и непонятно, о чем тут вообще говорить. По-хорошему, сразу после завершения регистрации участников организаторам стоило бы отменить все дальнейшие процедуры и признать мероприятие утратившим смысл из-за его очевидной непредставительности. И это было бы меньшим позором, чем пытаться довести до конца праймериз с участием нескольких тысяч избирателей, значительная часть которых скорее всего боты или были заведомо заряжены на срыв и маргинализацию всего процесса.
Организация общенациональных оппозиционных политических кампаний в России раз за разом упирается в отсутствие ресурсов – и материальных, и человеческих. Вопреки сказкам о деньгах госдепа, все последние годы оппозиция полностью отрезана от любых сколько-нибудь существенных источников финансирования. За карманные деньги и на голом энтузиазме любое соревнование с мощью государственной политической машины обречено на поражение.
Поэтому, прежде чем ругать оппозиционеров, которые «опять не смогли договориться», стоит подумать о том, что других желающих заниматься всем этим на свой страх и риск просто нет и они едва ли появятся, если ситуация не начнет меняться.
До тех пор пока в России не станет возможным систематическое, открытое и, самое главное, безопасное для потенциальных спонсоров финансирование любых несогласных с курсом президента лиц и организаций, бессмысленно ожидать появления в нашей стране дееспособной и влиятельной оппозиции, способной организованно и эффективно проводить общенациональные политические кампании и успешно участвовать в выборах.
Автор – президент Института развития и модернизации общественных связей, Екатеринбург