Бесконечная работа по восстановлению памяти
Интерес общества к истории репрессий растетПаспорт и маленькое фото на читательский билет – этого должно быть достаточно, чтобы получить в государственном архиве доступ к истории своего репрессированного родственника
Паспорт и маленькое фото на читательский билет – этого должно быть достаточно, чтобы получить в государственном архиве доступ к истории своего репрессированного родственника. И если число интересующихся из сотен превратится в тысячи, а каждый получивший отказ в ознакомлении с материалами дела оспорит его, систему удастся расшатать и заставить открыться. В этом убеждены редакторы нового проекта «Открытый список» – базы данных людей, репрессированных государством с 1917 по 1991 г. Одна из целей проекта – поднять интерес общества к истории репрессий через интерес к истории своей семьи.
Каждому из более чем двух с половиной миллионов человек, чьи анкетные данные в основном взяты из базы данных международного «Мемориала», на сайте проекта посвящена страничка: ее можно заполнить семейной историей, фотографиями, письмами и документами. Больше сотни статей появилось уже в первые дни работы проекта. А потом пришли волонтеры – многих до сих пор редакторы знают по никам в интернете, – готовые искать, проверять и добавлять информацию. «Каждое утро мы стали обнаруживать десятки статей, отредактированных и дополненных, – рассказывает Михаил Мельниченко, один из редакторов проекта. – «Мемориал» работает с архивными делами. Мы можем позволить себе работать с менее достоверными источниками – с воспоминаниями».
Будущее своего проекта редакторы видят в саморегулируемом сообществе вокруг сайта: «В будущем нас не будет, – предполагает другой редактор, историк Сергей Бондаренко. – Будет небольшая команда технической поддержки и много волонтеров – добровольцев, мотивированных верой в важность того, чем они занимаются».
Проект «Открытый список» благотворительного фонда «Протяни руку» не первый в своем роде. «Бессмертный барак» – еще один сборник историй из семейных архивов о жертвах Большого террора, рожденный в соцсетях. Свой сайт они запустили год назад на народные пожертвования: около 250 человек перечислили от 100 до 1000 руб. Кто-то пожелавший остаться неизвестным и потому указавший несуществующую почту перечислил 50 000 руб.
«Любую статью я провожу через себя, – рассказывает редактор «Бессмертного барака» Андрей Шалаев. – И если меня тронуло, значит, это кому-то нужно. И я публикую». За несколько месяцев существования сайта его создатели получили около 10 000 читательских историй о репрессированных и около полумиллиона посетителей в месяц. На критику в ненаучности подхода создатель сайта отвечает: «Есть академическая память, а есть народная, семейная – как тебе передали, как ты хочешь это сообщить».
Еще несколько лет назад в Москве было почти невозможно найти какой-либо знак с упоминанием о репрессиях: сейчас таблички «Последнего адреса» можно увидеть на все большем количестве домов, на открытие каждой приходят десятки человек, не только в столице. В группе «Память о ГУЛАГе» в фейсбуке – 12 500 участников.
«Эта работа никогда не закончится, – говорит Сергей Бондаренко. – Но в этом и есть ее смысл: чтобы она все время продолжалась и кем-то поддерживалась».
Автор – журналист