Как народный депутат победил вертикаль власти
Репрессивная система сбоит на низовом уровнеЗдесь, на самом низовом уровне, где люди, их мотивации и их поступки видны и понятны и где каждый день приходится смотреть в глаза соседям, народный депутат победил вертикаль власти
Депутат городского совета карельского города Суоярви Владимир Заваркин, недавно осужденный за публичные призывы к сепаратизму, остается представлять интересы своих избирателей в совете. Инициированное прокуратурой решение о лишении его статуса депутата не прошло: среди коллег не нашлось достаточного количества желающих проголосовать так, как просит прокурор.
Деятельность Заваркина как депутата видна в видеороликах с его страницы «В контакте». Вот он обходит аварийные дома, где не было ремонта 40 лет, вот он выясняет, переселили ли семьи после пожара... Вот он интересуется у горожан, есть ли в их домах горячая вода и отопление. Вот он обращается к президенту, сидя на диване с документами: «Уважаемый Владимир Владимирович! Один вопрос у меня к вам, самый главный: а нужна ли вам Карелия?!»
Примерно ту же самую идею депутат Заваркин высказал на митинге в Петрозаводске, правда, немного другими словами. Итог – уголовное дело по новой статье 280.1 «за публичные призывы к сепаратизму». Судья вынес обвинительный приговор, присудив депутату штраф в 30 000 руб. – ниже низшего предела.
«Ваша честь, – Заваркин помнит, как он обратился к судье, сжимая в руке депутатскую корочку. – Вот мое удостоверение. Вы берете на себя ответственность ходить по квартирам? Можете заниматься канализацией, водой, чисткой улиц...» Судья объяснил: он не только присуждает подсудимому меньше минимального наказания, но и не лишает его любимой работы. В приговоре это звучит так: «принимая во внимание значительный объем депутатской деятельности Заваркина и положительную оценку его деятельности избирателями, суд не находит основания для применения ч. 3 ст. 47 УК, то есть назначения доп. наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью».
Приговор вступил в законную силу, поскольку ни обвинение, ни защита его не обжаловали: для Заваркина было важно, что он остается депутатом. Но вскоре в городской совет депутатов пришло представление за подписью районного прокурора Олега Болгова с требованием «безотлагательно рассмотреть на ближайшем заседании совета» и «принять решение о досрочном прекращении полномочий» депутата Заваркина. Основание – п. 5 ч. 10 ст. 40 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», по которому полномочия депутата прекращаются в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
На заседании совета много спорили. Коллеги Заваркина выясняли у прокурора, что будет, если они не лишат его статуса, тот отвечал: любое решение, за которое он будет голосовать, может быть признано незаконным. Но Заваркин может продолжать свою деятельность, общаться с избирателями, баллотироваться в следующий раз.
«Нас мало кто из депутатов отстаивает права народа», – говорит один из членов совета. «Вот вы его исключили, а он продолжит свою деятельность, будет защищать этих своих избирателей, – говорит другой. – В головах людей он будет народным депутатом, а мы будем...» – шум в зале заглушает его слова. В итоге шестеро голосуют за лишение статуса, двое против, пять воздержались. Решение не принято.
Потом один из двух открыто поддержавших Заваркина депутатов Владимир Новосельцев объяснил мне по телефону: «Все сидим, молчим. Пусть хоть кто-то говорит, что происходит на самом деле. Годы идут, задора уже нет такого... А он говорит».
Очевидно, что история на этом не закончится. Прокуратура, скорее всего, предпримет новую попытку убедить депутатов соблюсти закон и изгнать осужденного Заваркина из своих рядов. Возможно даже, в конце концов у них получится, и Заваркин будет обходить аварийные дома без корочки и права голоса на заседаниях совета. Пока же можно констатировать, что система, так эффективно искореняющая инакомыслие, так успешно освоившая новый репрессивный инструмент – статью УК, карающую за «призывы к сепаратизму», – споткнулась о разруху карельских поселков, завязла в труднопроходимых дорогах, по обочинам которых стоят десятилетиями неремонтируемые аварийные дома. Здесь, на самом низовом уровне, где люди, их мотивации и их поступки видны и понятны и где каждый день приходится смотреть в глаза соседям, народный депутат победил вертикаль власти.
Автор – журналист