Победы, которые не помогут экономике
Ни сирийская кампания, ни футбольные успехи не смогут помочь экономическому состоянию РоссииЕсли участие в военных действиях во время тяжелого экономического кризиса кому-то не кажется возмутительным, то, может быть, книга Алексиевич напомнит о тяжести потерь
Внешнеполитические новости – даже такие захватывающие, как гражданская война в Сирии, в которой теперь принимает участие и Россия, – ничем не помогают экономическому состоянию страны. Даже наоборот – и до 2014 г. одной из проблем российской экономики был перекос в сторону военных расходов и расходов, связанных с обеспечением безопасности в широком смысле. Теперь, когда бессмысленные, непроизводительные расходы «оправданны» военными действиями, сократить расходы на производство вооружений будет еще труднее. Точно так же 30 лет назад было понятно, что экономика СССР не может справиться с грузом военных расходов, но они так никогда и не были сокращены – до того самого момента, как экономическая катастрофа резко их сократила. (Обвинять правительства – что последние советские, что первые российские – в катастрофе конца 1980-х – начала 1990-х примерно так же адекватно, как обвинять врачей реанимации в смерти больного, который десятилетиями вел нездоровый образ жизни.)
Не помогают и культурные новости, даже планетарного масштаба. Нобелевская премия Светлане Алексиевич, выдающемуся русскому писателю, обрадовала тех, кому дорога русская литература и новейшая история, но только усилила паранойю у тех, кто считает, что Нобелевские премии дают по политическим мотивам, а гражданские войны и революции вызываются действиями внешних сил. Хотелось бы надеяться, что интерес к Нобелевской премии 2015 г. заставит кого-то прочесть «Цинковых мальчиков» – документальный рассказ о семьях тех, кто не вернулся с афганской войны. Если участие в военных действиях во время тяжелого экономического кризиса кому-то не кажется возмутительным, то, может быть, книга о последствиях аналогичного опыта тридцатилетней давности напомнит о тяжести потерь.
Может быть, спортивные достижения? Сборная России по футболу после трех побед подряд близка к выходу на Евро-2016, а клубы этой осенью отлично выступают в еврокубках. Подготовка к чемпионату мира идет полным ходом. Это все отлично, но никак не может помочь экономике.
В 2015 г. ожидается спад в 3,5–4% ВВП (это много) и инфляция в 15% (это не много, но и не мало). Более того, все прогнозы – от Всемирного банка, МВФ (где сосредоточены лучшие прикладные специалисты по экономике) и инвестбанков (где рискуют собственными, а не государственными деньгами и, значит, занимаются прогнозами всерьез) до российских госорганов, министерств финансов, экономики и ЦБ – обещают примерно одно и то же. Еще год спада, пусть небольшого, и потом, после некоторого восстановления, стагнация на обозримую перспективу. Конечно, если цены на нефть вырастут на 50–100%, как они выросли во второй половине 2009 г., позволив российской экономике выйти из предыдущего кризиса, спада ближайших лет можно будет избежать.
Чтобы рост был полноценным (т. е. чтобы росло не производство на военных заводах, а благосостояние россиян) и устойчивым, а не зависящим от текущих цен на нефть, нужны содержательные реформы, которые не только не проводятся, но давно уже и не планируются – приватизация, дерегулирование, борьба с коррупцией. Это произойдет – если произойдет вообще – уже при новом лидере и с новой управленческой командой. Но и сейчас можно было бы что-то сделать, чтобы остановить спад, уменьшить инфляцию и облегчить положение россиян. Отменить ограничения на импорт еды, прекратить абсурдную риторику про импортозамещение и начать восстановление нормальных отношений с торговыми партнерами.
Кажется, я уже писал об этом в колонке. В этом году раз пять, не меньше. Однако приходится писать еще и еще, потому что новости на других фронтах – что плохие (участие нашей страны в чужой войне), что хорошие (Нобелевская премия по литературе русскому писателю) на фронте экономическом не помогают.
Константин Сонин – профессор Чикагского университета и НИУ «Высшая школа экономики»