Высокий рейтинг не спасает от тюрьмы
Казус Гайзера дает исчерпывающую оценку российским выборамКазус Гайзера дает исчерпывающий ответ на вопрос, какова реальная цена высоким рейтингам и электоральным победам действующей власти в условиях сложившейся в стране имитационной демократии
Глава Республики Коми и член высшего cовета партии «Единая Россия» Вячеслав Гайзер арестован через неделю после выборов регионального парламента, состоявшихся в единый день голосования – 13 сентября 2015 г. На выборах он лично возглавлял список «Единой России», и партия получила 58,05% голосов. Не стоит забывать и другую цифру: 14 сентября 2014 г. Гайзер выиграл выборы главы республики, получив впечатляющие 78,97% голосов избирателей. То есть всего-то год назад рейтинг главы Коми почти достигал рейтинга Владимира Путина.
Вообще, до рокового дня 19 сентября, когда СК и ФСБ поразили страну своими сообщениями, Гайзер являл собой пример типичного и вполне успешного губернатора путинской эпохи. Сравнительно молодой, энергичный, речистый, партийный, мало известный за пределами своего региона, зато на любых выборах способный принести партии вполне приличный процент голосов. Вот такого человека арестовывают и на всю страну объявляют преступником. До решения суда, что характерно.
Дело Гайзера с новой стороны демонстрирует цинизм и условность всей системы выборов и рейтингов в нашей стране. Если бы у Гайзера действительно была такая широкая поддержка населения, как показывают результаты выборов, его арест неизбежно привел бы к политическому взрыву или каким-то волнениям в регионе, который он много лет вполне успешно возглавлял; но ничего подобного не происходит. Если все, о чем сейчас говорят следователи, соответствует действительности, то вопиющие факты неизбежно должны были всплыть на любых честных выборах и не дать Гайзеру победить – но или с выборами что-то не то, или с фактами.
Кстати, о сообщаемых фактах. На взгляд регионального наблюдателя, в Коми не открылись какие-то особые и нигде не виданные бездны злодейства: в большинстве субъектов Федерации с птицефабриками и другими предприятиями происходили и происходят аналогичные истории, но следователи не изымают у губернаторов пресловутые золотые ручки. Более того, у каждого губернатора есть свое бизнес-окружение и имена этих людей, как и сферы их коммерческого интереса, отнюдь не секрет для любого причастного к местной политической кухне человека.
Есть и другой аспект проблемы. Шквал разоблачений никак не отражается на практических результатах голосования за список «Единой России» во главе с Гайзером. Он сам, второй номер в партийном списке – спикер парламента Игорь Ковзель, другие видные деятели «Единой России» и руководства Республики Коми изобличаются как преступники, а те депутаты, которых они провели в Государственный совет, отнюдь не собираются складывать мандаты и, судя по всему, будут работать весь срок, но уже с новым главой республики. Можно поверить, что жители далеких деревень ничего не знали о деятельности главы республики и его бизнес-окружения, но члены списка «Единой России» явно не последние люди в регионе – и что же они? Тоже ничего не знали? Или не хотели знать? Какие же они после этого депутаты? Впрочем, что говорить о каких-то провинциальных депутатах, если ни партия «Единая Россия», ни назначавший и поддерживавший Гайзера Путин не собираются нести никакой моральной ответственности за свои столь очевидные теперь многолетние кадровые ошибки?
Казус Гайзера дает исчерпывающий ответ на вопрос, какова реальная цена высоким рейтингам и электоральным победам действующей власти в условиях сложившейся в стране имитационной демократии. Выходит, что 80% – это вовсе не реальный рейтинг конкретной личности, полученный в условиях конкурентных и прозрачных выборов или соревнования в популярности с кем-то, а абстрактная величина, отражающая лишь принадлежность обладателя такого рейтинга к высшей власти. Поэтому, лишаясь власти, политик теряет и высокий рейтинг. И это относится не только к бывшему главе Коми.
Автор – президент Института развития и модернизации общественных связей, Екатеринбург