Зачем строить народный парк на месте существующего
Защитники «Дружбы» выцарапывают у власти право самим организовывать общественное пространствоТо, что происходит в Парке дружбы, объясняется просто: граждане выцарапывают у властей право участвовать в организации общественного пространства, право определять развитие своего района
Детская коляска, преграждающая путь бульдозеру, – так выглядит эмблема защитников Парка дружбы у Речного вокзала. С 18 августа, когда молодые мамы с колясками впервые остановили строительную технику в котловине парка, и до сегодняшнего дня местные жители дежурят, сменяя друг друга в палатках и под тентами, препятствуя возобновлению работ. Они собирают подписи, пишут запросы в государственные органы и требуют общественных слушаний и даже референдума о полном запрете строительства в парках.
У человека со стороны недовольство москвичей может вызвать недоумение: столичные власти собираются превратить бугристую поляну, на которой занимаются спортом, в благоустроенную спортивную площадку, построить не торгово-развлекательный центр или многоэтажный жилой дом, а футбольное поле с искусственным покрытием и подогревом. Но на вопрос «Что вы хотели бы видеть на этом месте?» люди в парке отвечают: «Хотим, чтобы все осталось как было».
Дело не только и не столько в том, что, по утверждению активистов, у застройщиков не все в порядке с документами, что вырубка деревьев велась без порубочного билета и что общественные слушания, на которые ссылаются власти, проходили в 2005 г. и касались другого проекта. Просто разрыв между гражданами и чиновниками довел до того, что любые начинания власти вызывают недоверие и неприятие. Поле с подогревом, говорите? Значит, оно будет только для своих. Не будет капитальных строений, говорите? Значит, именно этим все и закончится, «дай только начать».
Дежурят по очереди: ранним утром – собачники, поздним – мамаши с колясками, к вечеру подходят возвращающиеся с работы. Ночами – те, кому не надо рано в офис, развлекают друг друга мини-лекциями: можно услышать историю российских гимнов и русской церковной музыки, например, или про текстологию Нового Завета. Местные бабушки приносят к палаткам теплые лепешки и теплые вещи. А в воскресенье на гладь пруда спустили десятки светящихся бумажных фонариков: «Давайте все загадаем желание, чтобы эта стройка исчезла!»
Они верят в силу мирного протеста, а тех, кто призывает сносить забор, огораживающий стройку, считают провокаторами. Для большинства протестующих все это впервые, они не были ни в Химкинском лесу, ни на «Оккупай Абай», ни на Болотной и только сейчас открывают для себя очарование стихийного объединения горожан. В первый день стояния собрали более 600 подписей в защиту парка, в последующие дни – минимум по 150 в день. «Вы готовы оставить свой телефон для sms-рассылки, готовы прибежать, если техника пойдет?» – «Конечно».
Одни называют это место «наша яма», другие – «наша поляна», ключевое слово тут «наша». В котловине и вокруг нее за годы сложилось привычное положение вещей, при котором у каждой группы по интересам есть свое место и никто никому не мешает. «Мы тут потому, что место это действительно народное, тут свой микроклимат, – объясняет одна из протестующих вечером в палатке за чаем с лепешками. – Это тот самый народный парк, который нам пытаются сделать. Только он у нас уже есть».
То, что происходит в Парке дружбы, объясняется просто: граждане выцарапывают у властей право участвовать в организации общественного пространства, право определять развитие своего района. И с этой точки зрения бугристая яма, в которой собачники, мамочки с колясками, велосипедисты и футболисты сами организовали свой досуг, гораздо ценнее благоустроенной ровной площадки с освещением и подогревом.
Автор – журналист