Экономику нужно учить в школе

И людям будет проще жить, и правительству проще будет объяснять, что и зачем оно делает
Как было бы здорово, если бы в школе было столько экономики, чтобы граждане перестали брать кредиты под 20% до конца месяца

Жалко, что в школе не преподают экономику – с таким же количеством часов, как для физики, биологии или хотя бы химии. И людям было бы проще жить, и правительству проще было бы объяснять, что оно делает и почему что-то не получается.

Действительно, зачем в школе преподают химию? Практически никому не приходится в жизни использовать полученные на этих уроках знания. Исключение составляют те, кому эти уроки расскажут о том, как интересны связанные с химией будущие специальности, но таких людей ничтожно мало. Однако мне кажется, что уроки химии приносят некоторую пользу всем. Например, человек, хоть раз посмотревший, как нагревание невинной смеси или соединение привычных веществ дает взрыв, будет в повседневной жизни чуть осторожнее. Точно так же, если от урока ботаники останутся даже не названия ядовитых растений, а хотя бы факт, что ядовитые растения существуют, уже хорошо. Уже оправдывает включение предмета в курс средней школы.

Вот как было бы здорово, если бы в школе было столько экономики, чтобы граждане перестали брать кредиты под 20% до конца месяца! Но и не только. Может быть, прошлой осенью было бы меньше криков про то, как Центробанк не справляется с курсом доллара. Это же так просто: при фиксированном курсе внешний шок (падение цен на нефть и финансовые санкции в нашем случае) приводит к резкому росту безработицы, а плавающий курс позволяет сохранять занятость. Или: снижение ключевой ставки ЦБ увеличивает инфляцию, и, значит, пока уровень инфляции нас не устраивает (15% в год не могут устраивать), снизить ее практически невозможно. Или: политика фронтального импортозамещения не может не привести к падению уровня жизни. Или чуть сложнее: создание еврозоны привело к тому, что Греции трудно снизить издержки, а Германия фактически получила способ постоянно поддерживать заниженный курс своей валюты, и, значит, за кризис – и его разрешение – ответственны обе стороны.

Предыдущая фраза может показаться сложной. Какая у Германии «своя валюта»? Как курс несуществующей валюты может быть занижен? Что ж, это можно было бы узнать на уроках экономики – про то, как важен для понимания текущей ситуации анализ нереализовавшихся альтернатив. Уроки истории указывают на несбывшиеся альтернативы, но не объясняют, почему они могут быть важнее для понимания того, что происходит, чем те, что сбылись. А уроки экономики объясняют. И уж как минимум из них можно было бы узнать, что экономика – серьезная наука с длинной историей, мощным инструментарием и большими возможностями. На очень многие вопросы есть вполне удовлетворительные и жизненно полезные ответы.

Поэтому в следующий раз, когда вам захочется, ничего не зная и не желая понимать, высказаться о политике российского ЦБ или решить одним махом проблему Греции, купите электролит для аккумуляторов и, продержав два часа на сильном огне, слейте, остудите и выпейте залпом. Только перечитайте еще раз эту колонку напоследок.

Автор – профессор Чикагского университета и НИУ «Высшая школа экономики»