Важнее Нобелевской премии

Никакие реформы и правительственные проекты не смогут компенсировать ущерб, который наносят политические репрессии экономическому развитию
Любой доклад экономиста президенту или отчет на заседании правительства должен начинаться со слов экономический рост у нас невозможен, если не прекратятся политические репрессии

Неделю назад я думал, что сегодняшняя моя колонка будет о важности работ новоиспеченных нобелевских лауреатов по экономике для российской экономической практики. Не о конкретных проектах борьбы с бедностью, в которых они участвовали, а о разработанных ими инструментах анализа данных. Важнейший элемент любого дела, на которое тратятся государственные деньги, – оценка эффективности. Не использовать для этого «полевые эксперименты» неразумно. Это непросто: в каких-то ситуациях потребует изменения законодательной базы, в каких-то – просто решения того или иного чиновника, но это новый, эффективный инструмент, который нужно использовать.

Однако писать про важность работ нобелевских лауреатов я собирался неделю назад, а за неделю произошли события, которые куда важнее для российской экономической политики. Мосгорсуд, проигнорировав постановление Конституционного суда, оставил без изменения приговор (четыре года колонии) активисту Константину Котову, выходившему в одиночные пикеты. Тот же самый Мосгорсуд оставил под арестом Егора Жукова и Самариддина Раджабова, проходящих по целиком вымышленному «московскому делу». 16 октября по тому же вымышленному делу о вымышленных «массовых беспорядках» были арестованы еще шесть человек. (При этом на официальных лиц, руководство Росгвардии и московской мэрии, ответственных за избиение мирных демонстрантов на улицах Москвы, уголовные дела пока даже не заведены.) В 30 городах России прошли обыски в офисах Фонда борьбы с коррупцией, а Минюст объявил ФБК «иностранным агентом» – при том что убедительные опровержения аргументов Минюста были предъявлены уже на следующий день.

Война, развязанная против политической оппозиции, – это самое важное из того, что влияет сейчас на экономику России. Никакие реформы, никакие правительственные проекты не смогут компенсировать ущерб, который наносят эти репрессии экономическому развитию страны. Даже международные санкции, которых не должно быть, и контрсанкции, являющиеся чистой воды самострелом, не наносят в средне- и долгосрочной перспективе такого ущерба. Реформы могут добавить процентные пункты к темпам роста, а качественная реализация больших проектов – защитить (на время) от спада производства. Но это не отменяет главного: устойчивый экономический рост невозможен без какого-то уровня политической конкуренции. Если граждане не могут свободно собираться в группы во «В контакте» или на городской площади, чтобы сказать: «Губернатор – вор», «Нужен новый президент», «Премьер-министра в отставку!» и т. п., – экономического развития не будет.

Экономический рост в условиях репрессий возможен в бедной стране с избытком рабочей силы, но невозможен в относительно богатой стране с дефицитом граждан. По-хорошему, в наши дни любой доклад экономиста президенту или отчет на заседании правительства должен начинаться со слов «экономический рост у нас невозможен, если не прекратятся политические репрессии». После этого можно переходить к менее важным темам.

Автор — профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики