Эх, яблочко, да куда ты котишься...
Apple намерена выпустить собственный электромобиль к 2019 годуНа этой неделе стало известно, что Apple активизировала разработку собственного электромобиля. Компания собирается выпустить его к 2019 г. Хотя в команде корпорации есть специалисты по беспилотным автомобилям, первый электрокар Apple не будет полностью беспилотным.
Главный капитал самой дорогой компании мира – ожидания относительно ее дальнейшего роста. Именно этот капитал Apple пытается наращивать и тщательно оберегает от сомнений. Настолько тщательно, что в разгар паники на мировых фондовых рынках, связанной с проблемами китайской экономики, гендиректор Apple Тим Кук решился на частичное раскрытие информации, рассказав телеведущему, что продажи iPhone в Китае в последние две недели шли даже лучше, чем обычно. Теперь он рискует получить взыскание от американской Комиссии по ценным бумагам и биржам, зато падение акций компании тогда остановилось.
Однако рано или поздно рост продаж iPhone прекратится и инвесторы вновь задумаются о справедливости цены акций Apple. Планшеты, взлетев поначалу, так и остались нишевым продуктом. Выпустив умные часы, компания попыталась зайти на поляну luxury-брендов, к каковым и сама Apple, безусловно, относится. Говорить об успехах этой диверсификации рано, но очевидно, что часы пока не стали для Apple продуктом, способным заменить для инвесторов iPhone, когда рост продаж этого смартфона прекратится.
Автомобиль – совсем другое дело. Перед глазами Кука наверняка стоит Tesla Илона Маска, выпускающая электромобили с 2008 г., но пока сумевшая только на один квартал выйти из убытков. Продажи ее самой популярной модели Tesla Model S в США за восемь месяцев этого года составили 15 100 шт. (всего же в США было продано 5,2 млн легковых автомобилей). И тем не менее компания стоит $33,5 млрд, пока уступая Ford ($54,4 млрд) и General Motors ($46,2 млрд), но превосходя, например, Fiat Chrysler ($16,6 млрд). Кроме того, для автомобильного рынка важна лояльность покупателей к бренду, а уж это у Apple точно имеется. Ну и, наконец, дорогие в производстве автомобили – достойное применение для $25 млрд, скопившихся на счетах Apple, которые нетерпеливые инвесторы-активисты все настойчивее пытаются заставить ее потратить не на развитие, а на выплату акционерам.
Таким образом, в ближайшие несколько лет мы, видимо, все чаще будем слышать новости про эпломобили. А вот удастся ли Apple, привыкшей к высокомаржинальной IT-отрасли, завоевать себе место под солнцем в такой гораздо менее прибыльной и более традиционной отрасли, как автомобилестроение, – совсем другой вопрос. Возможно, к тому времени, когда он станет актуальным, Apple уже займется, например, фармацевтикой.
Редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»