Частотный вопрос испортил отрасль
Почему развитие сотовой связи в РФ почти остановилосьНет в России ни одного эксперта по мобильным сетям, который бы не знал про вечную боль наших сотовых операторов из-за катастрофического дефицита радиочастотного спектра. Об этом можно кричать во весь голос или подавленно молчать, но шансы выбраться из этого «частотного ада» с каждым годом уменьшаются. Надо признать горькую правду: из-за невыдачи новых частот с начала 2010-х гг. развитие сотовой связи в РФ почти остановилось. После выполнения «Союзом ЛТЕ» своей исторической миссии по распределению национального частотного ресурса 4G «на четверых» (МТС, «Мегафон», «Вымпелком» и Tele2) ничего существенного за последние 10–12 лет в мобильной связи не произошло. Отрасль как будто законсервировалась: ни нового спектра, ни новых игроков, ни нового поколения связи. Пришла пора выходить из спячки, тем более что предпосылки к этому появились, и их количество растет с каждым днем.
За пригоршню мегагерц
Перефразируя Булгакова, можно сказать: «Частотный вопрос испортил отрасль». Как скудные квадратные метры жилья в огромнейшей стране мира деформировали мировоззрение советского гражданина, так и скромная пригоршня мегагерц на сотового оператора не позволяла российским сетям LTE сократить отставание от развитых рынков.
Но времена LTE закончились три года назад. Наступила эпоха 5G, которая подтвердила тезис, что стабильно только лидерство, а технологическое отставание на «чуть-чуть» очень быстро превращается в «на порядок». Российские мобильные сети уже в девятом десятке в мире по скорости, лишь считанные единицы процентов населения наслаждаются скоростями 50–100 мегабит в секунду. А удел абонентов наиболее продвинутых операторов в мире – скорости передачи данных до 500 Мбит/с (и 1500–2000 Мбит/с в пике) и доступ к новым сервисам 5G, принципиально недоступным членам экосистемы LTE.
Из-за проблем с доступом к спектру новые игроки на рынке так и не закрепились. Оператор LTE-450 «Скайлинк» не «встал на крыло» из-за банальной нехватки частот и нерешенной проблемы с агрегацией частотной полосы 600 КГц (находящейся в ведении МВД) в диапазоне 450 МГц. Оператор Mobile WiMAX/LTE 2500 Yota превратился в MVNO «Мегафона». А компании «Основа-телеком» (2300–2400 МГц) и «Антарес» (1800 МГц) хотя и построили масштабные сети LTE в Москве, но так их и не запустили. Виной тому блокирование ранее выданных частотных присвоений. Базовые станции этих операторов банально заржавели на своих сайтах. Конечно, это дела давно минувших дней, однако они неплохо иллюстрируют общую картину.
Продолжателем дела «Союза ЛТЕ» по лоббированию скорейшего распределения частотного ресурса – только уже для пятого поколения – можно считать СП «Новые цифровые решения» (создано в июне прошлого года). Предприятие должно заниматься расчисткой спектра, расчетами электромагнитной совместимости и различными исследованиями для запуска 5G-сетей. Благородная и сверхважная задача, правда, результатов пока не видно. Впрочем, если руки связаны, то о каких результатах может идти речь?
Прекрасный 2011-й навсегда
Чем же связаны руки сотовых операторов? Ответ очевиден: решениями регулятора, которые до текущего момента были направлены, по сути, на сохранение устаревшего частотного status quo в версии 2011 г. Благодаря обновлению оборудования и массивной стройке в 2018–2021 гг. российские операторы выжали максимум из своих частотных присвоений, достигнув медианной скорости 18–25 Мбит/с в среднем на сеть (мировые лидеры LTE-поколения дошли до планки в 45). Но дальнейшее развитие сотовой связи в нашей стране заблокировано.
Уже который год Государственная комиссия по радиочастотам не выделяет радиочастотный ресурс для коммерческого запуска 5G (кроме специфичного миллиметрового диапазона, да и то с блокирующими ограничениями и обременениями). Технологическая нейтральность и рефарминг частот 2G–4G под пятое поколение, которые могут помочь хоть немного исправить ситуацию, также не легализованы.
Финалом этой работы по блокировке развития 5G стало закрепление полосы 4,8–4,99 ГГц как «приоритетной». Представьте гоночный болид, который вместо заездов на короткие дистанции в ясную погоду (осадкозависимый диапазон!) используется для поездок на дачу. Красиво, шумно, но не факт, что получится доехать до места. Так и с диапазоном 4,8–4,99 ГГц. На его основе невозможно обеспечить «ковровое» покрытие нашей страны сигналом 5G, да и в городе карта доступа к сети будет лоскутной как вне, так и внутри зданий.
В результате мы пришли к тому, что массовое развертывание сетей пятого поколения в РФ в ближайшие годы в текущей частотной концепции является утопией, а фатальное технологическое отставание страны в сотовой связи приобретает структуру затвердевшего цемента. Частоты для мобильной связи (а не оборудование) стали нашим отраслевым адом, который перечеркивает любые надежды на будущее.
Свет в конце тоннеля
И тут явился июльский сюрприз – знаковое выступление президента РФ (18.07, заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам), в котором четко указано на недопустимое отставание государственных программ в области 5G и IoT.
Таким образом, казавшийся абстрактным вопрос о том, «нужен ли нашему народу 5G», неожиданно для некоторых оказался во главе угла.
И вот в извечной российской дилемме «кто виноват и что делать?» фокус сместился на вторую часть. В отрасли есть запрос на очевидные изменения.
Закрепить на уровне правительства РФ KPI по выдаче хотя бы 100 МГц в нижнем (до 1 ГГц) и 600 МГц в среднем частотном диапазоне (до 5 ГГц).
Вернуть нормальную структуру распределения спектра в соответствии с общепринятой мировой практикой: выделить блоки в диапазоне 450–900 МГц, разрешить технейтральность и рефарминг в традиционных диапазонах 1,6–2,8 ГГц.
Расчистить и отдать на благое дело 5G диапазоны 3,5 ГГц, 4,4–4,99 ГГц и «миллиметры» – без блокирующих и уже нерелевантных обременений.
Эти задачи нужно решить в ближайшие два года, иначе частотные проблемы в России превратятся из снежного кома в масштабную лавину, сметающую на своем пути все успехи развития экономики.