Российским стартапам опасно оставаться убыточными
Венчурный рынок продолжит развиваться, несмотря на кризисДо событий февраля 2022 г. Россия удерживала мировое лидерство по темпам роста цифровых платежей. В РФ много невероятных технических талантов. У нас основано множество интересных финтехстартапов. Но все они по своим размерам несопоставимы с крупными банками и пока не могут составить им серьезную конкуренцию.
В рейтинге CB Insights лучших 250 финтехстартапов нет ни одного российского. Присутствует, например, Revolut, но юридически и ментально это полностью международный проект. Эти 250 лучших компаний привлекли более $73 млрд инвестиций, в то время как российский финтех остается преимущественно локальным. Простое сравнение: объем инвестиций в финтехстартапы в мире, по данным KPMG, в первом полугодии 2021 г. составил $98 млрд. В России же стартапы во всех нишах суммарно привлекли всего $1 млрд. Причем половина этой суммы ушла в разработчика ПО Acronis и онлайн-кинотеатр ivi. До финтеха дошла совсем небольшая часть. Российский венчурный рынок просто микроскопический относительно остального мира. И это самое главное отличие и самая главная проблема.
У каждого свои тренды
Россия сегодня стремится к созданию мультибанковской индустрии. Например, для «Тинькофф» основной бизнес – все еще кредитные карты, но он расширяется в другие сферы: на рынок частных инвесторов, капитала – предлагает сделки по облигациям. Банк начал развивать малый бизнес и идет в сторону среднего. То есть все движется к формированию многопрофильного банка. И подобная история не только у «Тинькофф», но и, например, у «Точки» – главного российского необанка для МСБ, предоставляющего не только удобное расчетно-кассовое обслуживание, но и кредиты, факторинг, депозиты и многое другое.
В мире ситуация несколько иная. Обычно, если какая-то компания тестирует идею и та оказывается рабочей, ее начинают расширять в другие страны и привлекать раунд. Например, есть монопродукт Revolut – карта, которой удобно расплачиваться. На первый взгляд у нее не так много преимуществ, но для европейцев это новая история: карту привезут в любое место, доступны транзакции в другие страны без валютных комиссий, покупка ценных бумаг с этого счета. Revolut из Великобритании идет на новые рынки. Прошлым летом финтехстартап привлек $800 млн при оценке в $33 млрд. И эти деньги направлены на масштабирование идеи. Да, зарубежные компании добавляют новые продукты: та же Revolut предоставила возможность торговли криптовалютой. Но она не строит дополнительно, например, ипотечный банк.
Разница в трендах снова связана с ограничениями российского рынка. Возможностей для роста выручки через развитие множества продуктов больше, чем через масштабирование единственной идеи.
Будущее российского финтеха
Сегодняшний финтех – это нечто очень размытое, что включает в себя все, что связано с финансами в онлайне. С моей точки зрения, в этот термин стоит включать только три направления: платежи, альтернативное кредитование и управление капиталом.
Платежи в России фактически являются одними из самых инновационных в мире, но направление полностью забрали на себя банки. Робкие попытки отдельных представителей финтеха, например сервисов для оплаты чаевых, сразу же скупаются банками по микроскопической оценке. Сервис «Нетмонет» приобрел Альфа-банк всего за $4 млн. С таких сумм в США начинаются pre-seed раунды. «Эвотор», онлайн-кассы для малого бизнеса, был приобретен Сбербанком. Поэтому определенно можно сказать, что в России банки доминируют на платежном рынке. Однако рынок альтернативного кредитования и управления капиталом практически не занят банками во многом ввиду внутренней конкурентности продуктов. И это открывает огромные возможности для роста различных технологических сервисов в России, но лишь при условии изменений.
Чем можно помочь
Есть ряд инициатив, которые стоит реализовать для развития финтеха. Например, дать доступ к счетам клиентов через API. Инновационные банки, такие как «Точка», «Тинькофф» и даже «Сбер», уже предоставляют открытый API. Это помогает перейти от конкуренции между банками и финтехстартапами к их сотрудничеству, а клиенты получают больший контроль над транзакционными данными. Также необходимо предоставить финтеху доступ к ЕСИА («Госуслуги») в части получения полных данных о клиенте – такой доступ пока есть только у банков, что создает неравные условия. Еще одним пунктом является перевод судебных споров полностью в онлайн. Сейчас даже при онлайн-подаче иска в арбитражный суд требуют распечатки 100 страниц документации, что существенно осложняет процесс рассмотрения сделок. И самое главное – это изменения в налоговом законодательстве. На данный момент, например, инвестиционные платформы не признаются налоговыми агентами. Ими являются предприниматели, привлекающие финансирование. Это значительно замедляет развитие рынка и снижает размер поступающих налогов для государства.
В целом перспективы финтехсектора и для России, и для мира оптимистичные. Отрасль еще не была подвергнута серьезному дизрапту, как, например, рынок такси, этот процесс идет сейчас, поэтому все будет трансформироваться. Такие компании, как Revolut, Robinhood, создают новые возможности и привлекают больше инвесторов по всему миру. Денег становится больше, и они работают в правильном направлении.
Конечно, сейчас для финтехсектора России не очень благоприятное время: Россия стала рекордсменом по введенным против нее санкциям. В ближайшее время рынку нужно адаптироваться к новым условиям жизни, чем мы сейчас и занимаемся.
Круг инвесторов в связи со сложившейся ситуацией ограничивается только отечественными участниками. Ожидается, что больше вкладываться в стартапы станут государство и частные инвесторы. В том числе благодаря этому в ближайшие 10 лет, несмотря на текущий кризис, мы ожидаем продолжения роста рынка.