МСП способно стимулировать потребительский спрос
От «мер поддержки» малого бизнеса государство должно перейти к созданию среды для предпринимательстваЗапрос на перемены в экономике назрел, и сама экономическая модель явно требует переосмысления. И дело даже не в санкциях. Они лишь триггер, запустивший внутреннюю мобилизацию экономики на короткий период. Гораздо важнее, что будет дальше – через год, пять, десять. Сумеем ли мы все вместе – бизнес, власть, общество – успешно пройти через период структурной трансформации и построить прообраз новой национальной экономики с мощным производством, развитой сферой услуг и торговли, опорой на предпринимателей и частные компании разных масштабов.
Мы часто киваем на развитые страны, где МСП создают значимую долю ВВП. Да, надо равняться на лучших. В нашей стране показатель МСП не растет и в последние годы колеблется в районе 20% ВВП. При этом неуклонно падает количество субъектов малого и среднего бизнеса. Если в конце 2018 г. в России было 251 730 компаний малого бизнеса, то в апреле 2022 г. – на 40 000 меньше. Практически не растет и количество микропредприятий. Попытки записывать в малый бизнес самозанятых (по официальным данным, их насчитывалось в начале 2022 г. 4,2 млн человек) нельзя признать корректными – хотя бы потому, что большинство из них не создают рабочие места и пока не показывают значительных для экономики финансовых оборотов. Это среда профессионалов, которые в отличие от бизнеса не ориентированы на рост и масштабирование.
В правительстве России, Государственной думе РФ, Банке России, других органах власти есть понимание, что нынешний кризис не является краткосрочным и потребует структурной экономической трансформации или, по сути, создания новой национальной экономики. Подходы к решению этой задачи могут быть разными. Тактический – в виде поиска новых рынков экспорта и импорта, но при сохранении в качестве приоритета ориентира на экспорт углеводородов. И стратегический – через цели куда более амбициозные, завязанные на новом статусе России в быстро меняющемся мире, статусе, который страна неизбежно обретет, утратив звание глобальной бензоколонки.
Малый и средний бизнес должен рассматриваться государством в качестве партнера, а не объекта постоянной искусственной поддержки. МСП не нужны костыли, это полноценные субъекты экономической деятельности, которые способны на многое, и они ничуть не хуже, чем нефтегазовые компании или госбанки.
Нам не обойтись без анализа действующих мер поддержки. Льготные кредиты, пожалуй, самая популярная у госорганов мера поддержки МСП. Но проблема в том, что текущая рентабельность целых отраслей физически не позволяет большинству предпринимателей брать даже льготные кредиты, потому что их нечем отдавать. По данным ФНС за 2021 г., общая рентабельность проданных товаров и услуг в России составляла 14,3%, а рентабельность активов – 9,3% (в среднем). Даже такая рентабельность делает льготные кредиты под 10–15% годовых практически неоплатными. Во многих отраслях рентабельность еще ниже: в производстве пищевых продуктов – 7,3%, у гостиниц и предприятий общественного питания – 5,1%, у торговли и сферы услуг – всего 1,9% (по активам).
В большинстве опросов предприятия малого бизнеса голосуют за снижение налоговой нагрузки. Так было 20 лет назад и, если ничего не менять, будет и 20 лет спустя. Компаниям как воздух необходим максимально льготный и простой в бюрократическом плане, долгосрочный, без постоянных изменений налоговый режим.
Какое развитие без инфраструктуры? Просто попробуйте обеспечить субъектам МСП доступ к уже существующей инфраструктуре и инженерным коммуникациям – и вы увидите поток инвестиций и новые бизнес-проекты на территориях. А вот строить или формировать отдельные промышленные кластеры, где можно получить кредитование под 7% на 10 лет, не выход. По сути, вся территория России должна стать таким промышленным и технологическим кластером с одинаковым режимом наибольшего благоприятствования для малого и среднего бизнеса под «символический процент».
Развитие предпринимательства и открытие новых, реально работающих компаний должно стать главным критерием для оценки деятельности региональных и муниципальных властей, а также федерального правительства. Когда люди будут заняты достойным трудом и получать за него достойные деньги, будут создавать рабочие места и выпускать конкурентный продукт или оказывать качественные услуги, все цели социального развития будут достигнуты сами собой. Развивая малый бизнес, государство помогает не ему, а себе, делегируя часть своей социальной, а не только экономической нагрузки. Новые подходы к экономике потребуют и обновления модели потребления, ориентировав ее на малые и средние компании, на локальных производителей, на развитие территориальных брендов. Иными словами, необходимо формировать класс людей, способных зарабатывать и потреблять, исходя из осознанного выбора. Малый и средний бизнес способен не только создавать рабочие места, но и стимулировать потребительский спрос на постоянной основе.
Сегодня медиаполе забито информацией о планах правительства РФ по разработке новой социально-экономической программы – модели развития страны в сложившейся геополитической реальности. И мы, предприниматели, готовы предложить свои знания, аргументы, экспертизу и опыт, чтобы эта работа принесла должный эффект. У нас есть понимание того, что в будущем успехи нашей экономики должны зависеть не столько от государства, сколько от предпринимательской активности населения.