Из окна возможностей подуло ветром перемен
Государству активно потребовалась бизнес-экспертизаКризис как окно возможностей – уже сильно затасканный тезис. Чтобы возможности хоть как-то реализовались, нужны разумные решения. А для этого нужны умные люди. Которые и подсказать могут, и, что важнее, сами понимают, что делать, и делают это.
Хороший признак – государству активно потребовалась бизнес-экспертиза. Открылись новые и интенсифицировались старые каналы общения. Результатом стали многочисленные меры поддержки государством различных бизнесов. Государство не только выслушивает экспертов, но и весьма оперативно воплощает их идеи в жизнь.
Вот лишь несколько примеров.
После консультаций с экспертами было принято решение отказаться от введения ЕГАИС в табачной отрасли. Более того, решено в перспективе перейти на цифровой акциз – это позволит производителям экономить более 2 млрд руб. ежегодно.
Довольно давно ряд экономистов начал говорить о разумности проведения сделок по продаже газа и нефти в российской валюте. Конечно же, известные события подтолкнули к реализации этой меры, но факт в том, что идея обрела плоть.
Существенные преференции были даны в радиоэлектронной промышленности, в частности – ушли от схемы «третий лишний» к схеме «второй лишний» и усилили контроль за проведением конкурсов.
Многие пакеты предложений начинаются, продолжаются и заканчиваются одной нотой – уменьшите административную нагрузку, снизьте регуляторное давление, ликвидируйте бесчисленные нормативные барьеры, уберите контролеров. И освобожденная творческая энергия бизнес-масс решит все проблемы.
С одной стороны, это правильно. «Свобода лучше, чем несвобода» (с). С другой – тоже правильно. Регуляторика всегда создает трение. Чего-то делать нельзя. Или сложно. Или требует тщательности. А кататься лучше всего по гладкому льду. Но можно и расшибиться.
Поэтому есть смысл взглянуть на эту историю другим взглядом: от чего точно нельзя отказываться.
Нельзя отказываться от серьезного внимательного отношения к потребительскому рынку. Его ритмичное функционирование, бесшовное взаимодействие производителей и торговых компаний, опосредованное эффективной логистикой, – один из важнейших элементов социальной стабильности. Вытаскивание из исторических сундуков тезиса о приоритете «отраслей группы А над группой Б» – верный шаг в неверном направлении. Принимая судьбоносные решения о строительстве современных высокотехнологичных заводов, производящих машины или оборудование, надо помнить, что при всей высочайшей автоматизации успех проектов будет зависеть от долгосрочной заинтересованности сотрудников в работе, от того, как накормлены их дети, довольны ли обновками жены. Возможно, именно сейчас следует вложиться в инфраструктуру продовольственного рынка, чтобы наладить более гладкий путь от грядки до полки.
Нельзя отказываться от основ рыночной экономики: частной собственности, свободы предпринимательства, конкуренции и свободного ценообразования. Точнее, можно, но тогда уж лучше сразу отказаться от привычки к разнообразному ассортименту на полках, заранее понять неизбежность продуктовых и вещевых толкучек возле метро или в укромных уголках, всем сердцем принять расцвет черного рынка. Отказ от государственного вмешательства в ценообразование, прозвучавший на различных этажах власти, внушает умеренный оптимизм. Умеренный, потому что ручное управление и так проникло уже довольно глубоко. Кстати, вполне возможно, что принятые в последнее десятилетие нормы регулирования, «выравнивающие» рыночную силу игроков, сегодня нуждаются в пересмотре. В условиях пусть локальных, пусть и временных дефицитов рыночная сила смещается в сторону начала цепочки поставок, сегодня поставщик становится во многих случаях сильнее торговца. А значит, многие искусственные ограничения, типа предельных нормативов затрат на логистику, явно оказываются вредными.
Нельзя отказываться от современных технологий контроля и учета, обеспечивающих прозрачность хозяйственных связей и защищающих конечного потребителя от недобросовестности отдельных участников рынка. А в условиях кризиса этих отдельных участников может стать неожиданно много – ведь у них тоже открывается окно возможностей. В результате интеграции цифровой маркировки «Честный знак» с ветеринарной системой «Меркурий» (контролирует молочное сырье) выяснилось, что более 30% компаний закупают молока меньше, чем производят готовой продукции. Сейчас фальсификаторов проверяют. Но наши дети продолжали бы есть такое, с позволения сказать, масло, если бы не надежные цифровые контролеры. А впереди вынужденный параллельный импорт, неизбежным следствием которого специалисты называют рост контрафакта и подделок. Зачастую небезопасных для жизни и здоровья. Если вдруг под давлением лозунгов о либерализации мы потеряем возможность эффективно выявлять и отсеивать недобросовестных производителей и импортеров – вернемся в начало 90-х.
Нельзя отказываться от наметившихся робких побегов здорового образа жизни и здорового питания. Никакие существующие или перспективные трудности не должны быть препятствием для последовательного оздоровления продовольственной полки. И если мы понимаем, что для 7 из 10 децильных групп это практически недостижимая мечта, значит, нам нужна адресная программа социальной помощи, нацеленная на обеспечение групп риска безопасным и здоровым питанием. Как показывают различные исследования, среди этих групп прежде всего молодые семьи с детьми. На низко обеспеченные домохозяйства приходится больше всего детей.
Наконец, ни в коем случае нельзя отказываться от складывающейся в правительстве в последние годы культуры сложных решений. Один из законов Мерфи гласит: «Любая, даже самая сложная, проблема обязательно имеет простое, легкое для понимания, неправильное решение». Нам точно не нужны неправильные решения, не нужны благие намерения. Нам нужны выверенные решения, учитывающие все аспекты взаимодействия человека, бизнеса и государства, оценивающие не только прямые, но и обратные связи, не только непосредственные, но и косвенные эффекты.