Рынок энергоносителей остается под властью геополитики
Реален ли отказ развитых стран от ресурсов из РоссииМировой рынок энергоносителей остается под властью геополитики. Очевидно, что изолировать Россию по примеру Ирана невозможно. Но это не останавливает Европу и США от разработки планов по ужесточению санкций. Снижение нефтегазовых доходов РФ сейчас основная цель Запада. Главное препятствие – разгон инфляции. Развитые страны уже напечатали триллионы долларов пару лет назад под лозунгом зеленой повестки и ухода от углеводородов. Результат плачевный. Инфляция бьет рекорды за несколько десятилетий, энергетический кризис и зависимость от углеводородов только усилилась.
Поэтому громкие заявления европолитиков о вливании дополнительных инвестиций в возобновляемые источники энергии стали достаточно редким явлением. 18 мая глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен объявила план REPowerEU, в рамках которого заявлены дополнительные инвестиции в 300 млрд евро для получения независимости от российских энергоресурсов к 2027 г. Объявленная цифра в 300 млрд евро может выглядеть внушительно, но она гораздо меньше необходимых инвестиций для достижения объявленных целей. Поэтому в рамках плана заявлено также общее уменьшение потребления энергии на 13% к 2027 г.
Слишком заигрались модным трендом в технологическом секторе последних лет – масштабировать процесс, чтобы снизить удельные издержки. То, что работало в сервисной экономике, в реальном секторе натолкнулось на нехватку товаров. Стоимость электрических батарей, солнечных панелей и ветряков постоянно снижалась до тех пор, пока не возник сырьевой дефицит. А тут еще оказалось, что стоимость энергии существенно влияет на цены производимых сырьевых товаров. При этом компании из старой энергетики уже успели оповестить, что услуги их в скором времени не будут востребованы. Просто невозможно представить, что в такой ситуации получится изолировать ключевого поставщика углеводородов на глобальном рынке.
Брюссельские мечтатели
В Европе заявляют, что потребление российского газа к концу 2022 г. упадет на две трети. За этим стоит не волевое решение и умная стратегия, а закрытые промышленные предприятия, которым экономически невыгодно продолжать деятельность при текущих ценах на газ. Это точно не повод для гордости.
Сырьевые компании во всем мире вполне устраивает текущая ситуация: меньше объемов добычи компенсируются более высокими ценами на сырье. Стратегия на яростную конкуренцию за долю на рынке осталась в прошлом. Текущая основная задача менеджмента – удерживать устойчивое финансовое положение, максимизировать доходы и выплачивать излишки акционерам вместо инвестиций в новые проекты.
В долгосрочной перспективе развитые страны могут отказаться от российских энергоресурсов, занимаясь альтернативными источниками. В перспективе ближайших пяти лет это можно осуществить только во вред собственной промышленности и экономике. В марте сенат США зарубил очередной триллионный план Байдена на инфраструктуру из-за инфляционных опасений. В Европе инфляция поднялась выше 8%, а ключевая ставка ЕЦБ нулевая. Экономика еврозоны не настолько крепкая, чтобы жестко бороться с инфляцией и тем более обнародовать новые масштабные фискальные меры.
Рецессия поможет?
По сути, только глубокая рецессия могла бы снизить российские экспортные доходы. А так придется продолжать действовать на словах. За шесть месяцев, отведенных для реализации эмбарго на морские поставки, поддержка среди населения может угаснуть, может быть достигнуто перемирие, и эти санкции можно первым делом откатить назад. Какие сроки будут отведены для эмбарго на российский газ в ЕС? Скорей всего, больше года.
Подтолкнуть затяжную рецессию можно более жесткой монетарной политикой. Спад производства, массовые увольнения обрушат цены на сырье и вместе с ними инфляцию. Сигналы от ФРС и ЕЦБ не показывают, что есть готовность к такому сценарию. По итогам последнего заседания ФРС в планах повысить ставку на следующих двух встречах на 0,5% за раз, хотя на рынке опасались повышения на 0,75%.
Последняя статистика из США, правда, показывает, что пик по инфляции еще не пройден (8,6% годовой инфляции в мае). В рамках пресс-конференции американский президент Джо Байден обвинял в высокой инфляции Россию и собственные нефтяные компании, которые даже предложил проверить на незаконное завышение цен. Фраза Байдена «Exxon заработал в этом году больше Бога» показывает, насколько политика в развитых странах сейчас оторвана от реальности. То есть даже на фоне попыток изолировать Россию свой нефтегазовый сектор продолжают в лучшем случае игнорировать, в худшем – усиливать надзор.
Большинство опрошенных финансовых директоров американских компаний (68%) ждут рецессию в первом полугодии 2023 г. При этом все директора думают, что рецессия обязательно случится, и не позднее чем во второй половине 2023 г.
Рецессии, по-видимому, не избежать, но текущие ожидания предполагают короткий период спада. Есть ожидания макроэкономистов, что уже к лету 2023 г. ФРС может снова перейти к снижению ключевой ставки. Частично это сможет способствовать ослаблению цен на сырье, но нужно помнить, что ключевой потребитель сырья – Китай – будет находиться в контрцикле смягчения ключевой ставки и накачивания экономики ликвидностью.
Для России сценарий непродолжительной рецессии в экономике развитых стран вместе с попытками ввести эмбарго на сырьевые поставки предполагает ограниченные риски для финансовых экспортных потоков. Только более жесткая монетарная политика в ЕС и США сможет сработать на развитие кризиса в России. Но сигналов о более жесткой политике пока не видно и не слышно. И ситуация для западных стран становится патовой.