Как построить устойчивую систему здравоохранения в новой реальности

В этом поможет высокий уровень цифровой зрелости российского общества

Население России сокращается уже четыре года подряд. Привели к этому как исторические и социальные причины, так и периодически появляющиеся «черные лебеди».

Первая причина – «демографическая яма», т. е. падение рождаемости в 90-е гг. из-за экономической и политической нестабильности в стране. За это десятилетие в России, по оценке Росстата, родилось на 10 млн меньше детей, чем в 80-е, и преждевременно умерло около 11 млн человек. Соответственно, к 2015–2020 гг. в России выросло меньшее количество молодых женщин, готовых рожать детей.

Вторая причина – пандемия COVID-19. Из-за нее в 2021 г. население России уменьшилось на рекордный 1 млн человек, а ожидаемая продолжительность жизни россиян за время пандемии снизилась на два года, по информации того же Росстата. Что касается качества жизни, то многие люди продолжают страдать от постковида или обострений хронических заболеваний, ставших последствиями перенесенной инфекции.

И третья причина – это отношение населения к своему здоровью. По показателю ожидаемой продолжительности жизни мужчин Россия занимает 141-ю строчку в списке из 200 стран мира. В 2021 г. она равнялась 66,7 года. Женщины в России в среднем живут почти на 10 лет дольше.

Если раньше – например, в те же 90-е гг. – причиной ранней смертности мужчин было злоупотребление крепким алкоголем, то сейчас это сердечно-сосудистые заболевания, говорит Минздрав. Основная причина смертности женщин – новообразования, в том числе злокачественные опухоли. И не потому, что мы не умеем выявлять и лечить эти заболевания, а потому, что у нас не развита культура управления своим здоровьем, и о ней говорят гораздо меньше, чем, например, об управлении финансами или бизнесом.

Основная задача, которая сейчас стоит и перед медиками, и перед государством в области здравоохранения, – добиться увеличения продолжительности жизни и продолжительности качественной жизни россиян, она обозначена в программе «Развитие здравоохранения» – 2030.

Как направить к врачу здорового

Есть три важных составляющих в построении системы здравоохранения, релевантной для нашего времени.

Первое – это структурная работа по изменению отношения людей к своему здоровью и внедрение практики управления здоровьем. Простыми словами, к врачу нужно ходить не больным, а здоровым. Это противоречит сложившейся в России практике. Мы привыкли к тому, что, например, чтобы получить гарантийное письмо от страховой компании на прием к врачу, сначала нужно пожаловаться – описать свои симптомы. То есть что-то должно уже беспокоить или болеть. Но мы не спешим обращаться к врачу, даже когда появляются симптомы. В итоге у нас в стране высокая смертность и от сердечно-сосудистых, и от онкологических заболеваний – это 47 и 14% всех смертей соответственно. 40% онкозаболеваний выявляются на поздней стадии, когда лечение уже очень дорогое, а вероятность смерти самая высокая. Проблемы с поздним выявлением этих типов болезней стоят настолько остро, что они отдельно упомянуты в национальном проекте «Здравоохранение». И в нем обозначена цель – выявлять рак и болезни кровообращения более оперативно.

Регулярные проверки, пока человек здоров и у него ничего не болит, – это реальная возможность не только снизить вероятность заболеваний, но и сэкономить деньги самому пациенту и государству на последующее лечение.

Один из эффективных способов стимулировать человека ходить на плановые медицинские осмотры – «стимулирование через кошелек». В некоторых странах от количества проверок здоровья зависит стоимость страховки. А, например, во Франции от результатов анализов на холестерин зависит стоимость кредитов.

Второе, что важно предпринять, – это создать цепочку непрерывного медицинского контроля пациента. Важно сформировать комплексные продукты, которые включали бы первичный прием, лабораторную и инструментальную диагностику, ведение больного, контроль за состоянием его здоровья, лекарственное обеспечение и проведение клинических манипуляций, когда они уже необходимы. Сейчас зачастую происходит так, что, получив консультацию врача в какой-либо клинике, человек остается один на один со своим заболеванием. Никто не контролирует, как он принимает лекарства, как изменяется его состояние. А сами пациенты, как мы уже говорили, в большинстве случаев не могут полноценно контролировать свое выздоровление, забывают принимать препараты, бросают лечение, когда кажется, что стало получше.

Третья составляющая – это протягивание качественной медицины в отдаленные регионы страны и устранение географического и финансового неравенства среди пациентов. Во время пандемии стало понятно, что в наиболее трудном положении находятся жители городов и регионов, где мало больниц и специалистов. Самыми незащищенными оказались малоимущие слои. В мире ежегодно около 100 млн человек оказываются в нищете вследствие катастрофических медицинских расходов, подсчитала Организация Объединенных Наций.

Пройти по этим трем дорогам здравоохранению помогут информационные технологии. Эта часть мировой экономики – MedTech – растет в среднем на 17% в год и, как ожидается, в 2027 г. достигнет оценки в $550 млрд.

Демократичность телемедицины

Технологии во многих сферах жизни человека стали демократичными, понятными и дешевыми, дав всем людям одинаковые права на информацию, общение и доступ к множеству сервисов и продуктов. Теперь технологии должны уравнять жителей страны в праве доступа к качественной медицине. Чтобы человек из самой отдаленной деревни мог получить консультацию наравне с жителем крупного города, а житель одного крупного города в сложных случаях – консультацию в клинике другого мегаполиса, если именно там работает лучший врач по своей специальности.

Получить первый опыт дистанционной диагностики и мониторинга заболевания коронавирусом удалось многим россиянам во время пандемии. И этот опыт можно считать весьма успешным. Из 56 000 человек – участников одной из экспериментальных программ дистанционного мониторинга заболевших ковидом только 2% были госпитализированы и ни один больной не погиб.

С согласия пациентов из отдаленных регионов их данные были переданы медицинским центрам для дистанционного ведения. Вместо традиционной схемы, в которой участковые врачи посещали больных, а пациенты сами в тяжелом состоянии приходили в больницы, рискуя заразить людей, заболевших вели специально созданные боты и онлайн-помощники. Роботы ежедневно звонили пациентам, опрашивали их о состоянии здоровья, фиксировали и анализировали данные. При определенном ухудшении состояния подключался врач по системе телемедиа. При значительном ухудшении робот сам отправлял запрос в «Скорую помощь», и пациента госпитализировали.

Эта практика уже распространяется и на другие опасные заболевания, в первую очередь сердечно-сосудистые и сахарный диабет, и государство уже платит за ведение таких пациентов в онлайн-формате. К этой же системе могут быть подключены и другие нозологии.

Идеальная модель выглядит так: человек приходит в поликлинику или фельдшерско-акушерский пункт по месту жительства на первичную консультацию. Здесь же сдает анализы и проходит инструментальные обследования. Далее ему предоставляются телемедицинские консультации, в которых могут участвовать по онлайн-каналам узкопрофильные специалисты из других городов, чтобы собрать анамнез, поставить правильный диагноз и разработать план лечения. И после этого пациент остается под постоянным наблюдением как во время, так и после курса лечения благодаря той же телемедицине и дистанционному мониторингу.

В этом помогают медицинские гаджеты: холтер, глюкометр, тонометр, фетальный монитор и др. Пациенты уже используют многие из них самостоятельно, но сейчас стоит задача интегрировать их в общую систему сопровождения человека, чтобы они работали не как оторванные инструменты, а как часть непрерывного контроля, автоматического и зачастую роботизированного. Такие приборы способны измерять уровень глюкозы в крови пациента или сердцебиение плода в домашних условиях и транслировать информацию сразу в базу данных. Система сама сможет выдать рекомендацию по дальнейшему лечению или приему препарата в стандартном случае, о необходимости посетить клинику или госпитализации – в более сложном.

Технологический подход для государства дешевле, чем строительство клиник в каждом населенном пункте, в которые, кроме того, весьма затруднительно собрать команду из узких специалистов по всем направлениям.

При этом сама по себе телемедицина не может быть вырвана из цепочки, не может развиваться по модели уберизации, когда пациенту доступна оперативная и недорогая консультация, но далее он опять остается брошенным со своим диагнозом.

Цифровая зрелость в России находится на очень высоком уровне. Стоит только посмотреть, как развиты онлайн-банкинг, телекоммуникационные услуги и электронные государственные сервисы. Плюс к этому – высокий уровень российского медицинского образования и профессионализма врачей, славящийся на весь мир. С таким бэкграундом мы можем рассчитывать на увеличение продолжительности полноценной жизни людей в стране. Все излечимые болезни будут диагностироваться на раннем этапе, и большинство случаев – вылечиваться.