Карабахские галлюцинации
К чему ведет новое обострение в зоне конфликтаВ Нагорном Карабахе снова стреляют. Все началось 8 марта, когда на территории, контролируемой азербайджанской стороной, был поврежден газопровод, снабжающий населенную армянами часть Карабаха. Азербайджанская сторона заявила о «технических проблемах» и починила газопровод. В Карабахе установилось призрачное спокойствие. Но ненадолго: 22 марта азербайджанские власти поставили вентиль на газопровод и перекрыли подачу газа, уже не ссылаясь на «технические проблемы». На протесты не только Армении, но и Евросоюза Баку отреагировал нестандартно: 24 марта азербайджанские войска вошли в зону, контролируемую российскими миротворцами, и атаковали армянское село Фурух, над которым высится одноименная гора – самая высокая точка Нагорного Карабаха. Армянский отряд, пытавшийся остановить азербайджанских военных, понес потери и был отброшен. Армяне эвакуировали Фурух и соседнее село Храморт.
В то время как армянская сторона протестует и обращается за помощью к России, являющейся гарантом мирного соглашения от 10 ноября 2020 г., Баку сохраняет спокойствие. Никаких столкновений, согласно заявлениям Баку, не было и вообще «нет никаких поводов для истерии» – имело место лишь «уточнение позиций». Получается, господствующая над Карабахом высота и ближнее к ней село оказались под контролем азербайджанских военных как бы сами собой. А за грохот боя армянские крестьяне приняли, наверное, весеннюю грозу.
Зрительными и слуховыми галлюцинациями, по мнению Баку, страдают не только карабахские армяне, но и российские миротворцы. 25 марта состоялся телефонный разговор министра обороны Азербайджана Закира Гасанова с министром обороны РФ Сергеем Шойгу, по итогам которого минобороны Азербайджана потребовало от России обеспечить полный вывод подразделений армянской армии и незаконных армянских вооруженных формирований с территории Азербайджана, прекратить использование названия «Нагорный Карабах» и называть село, отбитое азербайджанцами, не Фурух, а Фаррух. В Баку заявили, что в отличие от Армении привержены трехстороннему заявлению от 10 ноября 2020 г. и не нарушали его положений. И что «утром 26 марта члены незаконных армянских вооруженных формирований предприняли попытку совершить диверсию против подразделений азербайджанской армии».
Нагорный Карабах, похоже, мистическое место. Там всем что-то кажется. Армянам – что это их исконная земля, на которой их предки живут уже 2000 лет, а азербайджанцам, наоборот, мнится, что это их историческая территория и армяне там незваные пришельцы. Российским миротворцам мерещится, что они обеспечивают мир в Карабахе, но разведенные ими стороны этого в упор не видят и обвиняют россиян в потворстве противнику.
Соглашение от 10 ноября 2020 г. о прекращении огня, принятое в спешке, выполнить практически нереально. Азербайджан не признает автономию и самоуправление армян в Карабахе и требует полного вывода армянских вооруженных сил. А Армения де-факто продолжает признавать Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) и правительство НКР, пытающееся управлять жалким осколком республики, который еще не занят азербайджанской армией. На этой территории остаются какие-то группы армянских военных – по-видимому, остатки карабахской армии. Армяне уверены, что полная демилитаризация армянонаселенных земель приведет к немедленному изгнанию армян азербайджанской армией. Российские миротворцы не торопятся разоружать армян или арестовывать призрачное правительство НКР, поскольку, вероятно, молчаливо соглашаются с армянской точкой зрения. И сильно ссориться с Арменией Москве не с руки: все-таки Армения – член ОДКБ, а Азербайджан – нет. Но бороться с азербайджанцами, не только оперирующими в Карабахе, но и нарушающими границы собственно Армении, россияне не хотят, ибо это означало бы конфликт с Турцией. Роль которой в НАТО, Закавказье, Европе, Сирии и Ливии (об Украине и говорить нечего) слишком велика, чтобы ее игнорировать.
Новое противостояние в Карабахе породило не только всплеск галлюцинаций у его участников и наблюдателей, но и вспышки озарений у конспирологов. Они уверены, что последние события в Карабахе – плод заговора НАТО, открывшего там второй фронт против России. Это тоже галлюцинация: политика Азербайджана в отношении Карабаха давно сформулирована и последовательно проводится в жизнь, невзирая на украинский, сирийский или, скажем, ливийский конфликты. Она проста: Карабах – неотъемлемая часть Азербайджана и армянам там нечего делать. Армянское присутствие в Карабахе после победы Азербайджана в 44-дневной войне 2020 г. – временное явление, обусловленное исключительно нежеланием Баку и Анкары ссориться с Вашингтоном, Брюсселем и Москвой. Но цель – полная ликвидация карабахского «армянства», как пишут в турецких и азербайджанских СМИ, – заявлена неоднократно и недвусмысленно. Другое дело, что отвлечение внимания Москвы на Украину могло подтолкнуть Баку на некоторое форсирование действий в Карабахе. Хотя ползучее проникновение азербайджанских войск в Карабах и Армению происходило и до украинских событий.
Будет ли Азербайджан форсировать окончательное вытеснение армян из Карабаха? Это не очевидно, поскольку он может действовать постепенно, занимая гору за горой и село за селом. Постепенное занятие Карабаха полезно в пропагандистских целях – в ответ на любой кризис (рост цен, социальные проблемы и т. д.) можно заявлять: зато мы заняли такую-то гору, освободили такое-то село! Так можно отвлекать азербайджанскую общественность еще несколько лет.
Сейчас стоит думать уже о том, где проходят границы азербайджанских претензий – уже не к Карабаху, а к самой Армении. Еще в 2018 г. президент Азербайджана заявлял, что «большая часть территории сегодняшней Армении – это исторические азербайджанские земли». Еще раньше он говорил, что «Ереван и Зангезур – это азербайджанские исторические земли <...> Это должно стать направлением нашей будущей деятельности, сейчас мы работаем в этом направлении». В сентябре 2019 г. азербайджанские СМИ широко освещали проходившую в Баку выставку наследия Иреванского ханства (Иреван – Ереван по-азербайджански), а также посещение выставки потомками иреванских ханов. Удивительно ли, что после 44-дневной войны азербайджанские военные то и дело проникают в приграничные районы Армении?
На данном этапе вооруженное давление Азербайджана на Армению имеет целью морально раздавить недавнего врага. Под этим прессом Армения по затее Баку должна смириться с поражением, с собственным бессилием и с одиночеством в мире. Обессиленная и морально сломленная страна, даже сохранив формальную независимость, превратится в вассала Азербайджана и стоящей за ним Турции. Для этого азербайджанские военные то появляются в приграничных районах Армении, то отключают карабахским армянам газ, то занимают очередную карабахскую дорогу, гору или село.