Чего ждать от возобновления торгов
На рынок будут действовать разнонаправленные силыТорги акциями на Московской бирже не проводились с 25 февраля. После остановки торгов на Мосбирже бумаги российских эмитентов в виде ADR/GDR еще несколько дней (до 3 марта) торговались на зарубежных площадках, в частности в Лондоне, где за это время цены рухнули еще на десятки процентов.
С момента окончания торгов в отношении ряда российских эмитентов и отраслей были введены санкции и об уходе с местного рынка объявили многие зарубежные компании. Изменились макроэкономическая картина и фундаменталии для всех видов бизнеса. Поэтому после открытия торгов инвесторам будет непросто ориентироваться.
Во-первых, неизвестно, будут ли цены в Москве стремиться к лондонским. Наше мнение, что нет, поскольку падение цен на депозитарные расписки носило панический характер. Инвесторы продавали активы, только чтобы избавиться от них. Если торги на зарубежных площадках возобновятся, а процесс конвертации акций в расписки и обратно будет затруднен для части инвесторов санкционными и контрсанкционными ограничениями, вполне возможно, эти рынки продолжат существовать параллельно.
Во-вторых, на рынок будут действовать разнонаправленные силы: вероятный первоначальный поток продаж, связанный с принудительной ликвидацией позиций по маржин-коллам, столкнется уже через несколько дней с волной покупок со стороны крупных частных инвесторов, осознающих, что акции в текущих условиях являются хорошим инструментов для долгосрочного сохранения капитала, и Минфина, планирующего инвестировать 1 трлн руб. в российские активы. Складывается впечатление, что частные инвесторы хорошо помнят опыт 1998 и 2008 гг., когда покупка бумаг после обвала принесла хорошую прибыль, и хотят его повторить.
Фундаментальная оценка российских компаний затрудняется как неопределенностью относительно дальнейшей динамики экономики РФ, так и возможностью экспортеров свободно продавать свою продукцию за рубежом. С начала года рынок сырья, включая энергоносители, промышленные металлы и продовольствие, заметно вырос, но смогут ли российские экспортеры воспользоваться высокими ценами в полном объеме – неизвестно. В частности, страны Запада обсуждают различные варианты сокращения денежных потоков, которые смогут получать российские компании. Одним из вариантов является введение повышенных таможенных пошлин на российский экспорт вследствие потери Россией статуса привилегированного экспортера. При этом мы полагаем, что быстро заместить российские нефть и газ с мирового рынка без экономических потерь для Запада не получится. Особенно это касается Европы, для которой российский газ критически важен.
С большой долей уверенности можно предположить, что торги на рынке акций РФ будут носить волатильный характер после возобновления торгов из-за маржин-коллов. Рынок может открыться снижением на 10–20% по индексу Мосбиржи.
Опыт старта торгов ОФЗ показывает, что после первичной реакции в отсутствие новостей могут быстро наступить стабилизация и возврат котировок большинства ликвидных акций (голубых фишек) на уровни, предшествовавшие закрытию торгов. В дальнейшем рынок сохранит высокую чувствительность к поступающим санкционным инициативам.
Что касается конкретных секторов и эмитентов, то в условиях высокой экономической неопределенности стоит обращать внимание на компании с текущим устойчивым денежным потоком от операционной деятельности.
Мы продолжаем видеть потенциал в секторе экспорта энергоносителей. Здесь можно выделить «Газпром», от которого продолжает сильно зависеть Европа, и «Лукойл», имеющий определенные объемы бизнеса за пределами РФ и не зависящий от государства.
В секторе цветной металлургии неплохо выглядит «Русал», который де-факто управляется нероссийскими гражданами. Кроме того, компания является важным игроком на рынке алюминия и имеет хорошие шансы преодолеть текущие проблемы.
ГМК «Норильский никель» является крупнейшим производителем никеля и палладия, и важность компании для этих рынков делает перспективы ее бизнеса более предсказуемыми, чем это было бы в случае игроков меньшего размера.
Неплохо спозиционирован ММК: компания имеет отрицательный чистый долг, а более 80% ее продукции реализуется внутри страны и в государствах ближнего зарубежья. Компании не придется перестраивать свой бизнес, как основным конкурентам, НЛМК и «Северстали», от экспорта в пользу работы на внутреннем рынке.
Глобальная инфляция порождает спрос на защитные активы – вроде драгоценных металлов. В частности, 8 марта золото протестировало область исторических максимумов около $2070 за тройскую унцию. Здесь неплохо выглядит «Полюс»: компания работает в перспективном секторе и имеет возможность реализовывать свою продукцию внутри страны. Дополнительный спрос на золото со стороны российских инвесторов может быть обусловлен отменой НДС на покупку золотых слитков для физических лиц, которая состоялась 1 марта.
Строительные компании имеют устойчивое финансовое положение, и у них не должно возникнуть проблем с кредитоспособностью. Однако они могут столкнуться как со снижением цен на рынке жилья, так и с падением спроса.
«Алроса» выглядит не слишком уязвимой перед санкциями Запада, так как компания вместе с De Beers является монопольным производителем алмазов. Российский экспорт алмазов не является масштабной статьей доходов для страны, а покупатели в случае рестриктивных мер против компании однозначно могут пострадать.
Индекс цен на продовольствие, который рассчитывает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, бьет исторические рекорды, поэтому спрос на удобрения, вероятно, останется высоким. Мировая продовольственная инфляция сильно затрудняет введение санкций против российских производителей удобрений как минимум в первой половине 2022 г., поэтому здесь интересно выглядят акции «Фосагро» и «Акрона».
По этой же причине стоит обратить внимание на производителей сельхозпродукции и продуктов питания в целом, например на «Росагро» и «Черкизово». Эти компании выглядят способными переложить рост издержек на плечи потребителей.