Дайте удочку, а не рыбу
В какой поддержке нуждается российский бизнес в условиях санкцийПоддержка российского бизнеса льготными кредитами и кредитными каникулами, которую сейчас предлагает государство, безусловно, нужна и важна. Но беспрецедентные вызовы, с которыми столкнулась Россия, требуют от государственных органов изменения самого отношения к бизнесу. Главной мерой поддержки в новых условиях должен стать режим наибольшего благоприятствования предпринимателям со стороны государства, снятие административных и фискальных барьеров. Сейчас ключевая задача государства – не только помогать бизнесу, но и не мешать ему.
Правительство постепенно дорабатывает и по частям обнародует план экстренных мер поддержки бизнеса в условиях внешних ограничений. Набор основных мер очень напоминает антиковидный: льготные кредиты по госпрограммам (все равно намного более дорогие, чем были до 1 марта 2022 г.), кредитные каникулы, в некоторых случаях – госгарантии по кредитам. Между тем эффект от санкций практически для всех сфер российского бизнеса несопоставим с эффектом пандемии. Более того, пандемия выявила, что у малого бизнеса не было собственных денег, чтобы пережить даже 2–3 месяца без работы.
Латанием дыр уже не обойтись. В кратчайшие сроки в России надо создать новую национальную экономику с опорой на собственные силы и на развитие частной предпринимательской инициативы.
Как выглядят вводимые меры поддержки бизнеса, например, в туристической отрасли, одной из наиболее пострадавших в разгар пандемии COVID-19? Руководитель Ростуризма Зарина Догузова в своем Telegram-канале пишет о кредитных каникулах для МСП в сфере туризма сроком до шести месяцев. Добавим сюда льготные программы поддержки бизнеса от Банка России и Корпорации МСП: ставка кредита до 8,5% годовых, оборотные кредиты сроком до одного года и инвесткредиты на срок до трех лет.
Давайте разбираться. Кредитные каникулы до сентября по кредитам, взятым до 1 марта 2022 г., конечно, могут облегчить долговое бремя. Но даже если в ближайшие месяцы мы увидим серьезное улучшение ситуации и снятие части санкций, очевидно, что въездной туризм в Россию не восстановится, а главным препятствием для роста внутреннего туризма станет инфляция и падение реальных доходов населения.
Льготные оборотные и инвестиционные кредиты даже под 8,5% кажутся привлекательными только на фоне стандартных нынешних ставок выше 20%. Для турбизнеса такие кредиты непосильны. Как отдавать деньги по 8,5%, если при существующих административных барьерах и налоговом бремени рентабельность туристического бизнеса даже в 5% выглядит несбыточной мечтой?
Важность изменения базовых подходов к бизнесу понимают и представители власти. На днях мэр Москвы Сергей Собянин обратился к премьеру Михаилу Мишустину с предложением отменить или изменить ряд обязательных требований, установленных контрольными органами для бизнеса. Поводом стал анализ «основных сфер, влияющих на социально-экономическое развитие регионов». В частности, для развития туризма предлагается сократить до минимума объем информации, которую гостиницы обязаны передавать в МВД при размещении иностранных граждан.
По данным Росстата, в нашей стране в допандемийном 2019 году было 28 302 коллективных средства размещения, включая гостиницы на 992 601 номер, или в среднем 35 номеров на одну гостиницу. Около 80% объектов работало по упрощенной системе налогообложения. То есть предпринимателям было невыгодно создавать более крупные проекты и переходить на стандартную систему налогообложения или даже просто легализовать свой бизнес. С тех пор ситуация не улучшилась.
Курс на развитие отечественного бизнеса и национальной экономики правильный вне зависимости от наличия или отсутствия санкций. Мы должны делать это ради будущего своего и тех, за кого мы в ответе, а не назло кому-то. Правительству важно иметь концептуальное видение развития и формирования новой экономической стратегии, понимать, какой должна быть экономическая повестка в ближайшие 10 лет. И уже исходя из этого принимать решения по конкретным отраслям, с тем чтобы работать в них было легко и выгодно.
Так, в туризме должны произойти серьезные изменения в налоговой, инвестиционной и регуляторной политике, чтобы рентабельность отрасли позволяла ей развиться. И это, конечно, касается всех отраслей. Необходимо освободить предпринимателей от избыточного давления, проверок и регулирования. То есть уйти от картинки, когда предприниматели постоянно просят у государства минимальных льгот и послаблений, а правительство иногда что-то им дает. Предприниматели должны иметь такие правила игры, чтобы не пришлось просить у правительства льгот. А если им что-то и дали, то это должно остаться у предпринимателей для развития, а не для уплаты очередного административного барьера, созданного очередным нормативно–правовым актом.
Нужна реальная свобода предпринимательства, а не новые ограничения еще и внутри страны. Бизнесу от государства нужна не рыба в виде коротких кредитных каникул или льготных, но все равно неподъемных кредитов, а удочка в виде смягчения административного и финансового давления. На смену нынешней модели экономики благодаря реформам должна прийти новая экономическая реальность. И эта реальность должна быть понятна и интересна тем, кто сегодня, к сожалению, остался или еще останется без работы. Рыбу бизнес прекрасно поймает и сам, если ему не мешать.