Ситуация отнюдь не критическая
Как банки готовятся к импортозамещению в ITБанки и другие компании с критической IT-инфраструктурой еще пару лет назад запустили процессы по переходу на отечественный софт и оборудование. В сфере информационной безопасности ситуация с импортозамещением еще лучше: процесс перехода на отечественный софт там начался намного раньше и активно стимулировался со стороны государства и сейчас на рынке уже много российских игроков, предлагающих качественные решения в этой сфере. Однако введенные ограничения подтолкнули все компании двигаться еще быстрее, искать альтернативы и разрабатывать запасные сценарии.
Движение здесь будет идти по двум направлениям: поиск альтернатив среди российских производителей ПО и оборудования и поставщиков из других стран, которых не коснулись ограничения, прежде всего Китая. Радует, что в последние годы появились сильные российские компании-вендоры, производители серверов и другого оборудования. По ряду позиций их продукция уже может конкурировать с зарубежными аналогами. А некоторые российские компании уже сейчас выходят с предложением комплексно перевести банковское ПО на российские рельсы, опираясь на государственную поддержку. Этот процесс пока находится в начальной стадии, но, уверен, у него большие перспективы в ближайшие два-три года.
Говоря об импортозамещении в банковских IT, важно подчеркнуть, что уже сейчас примерно половина ПО в банках российского производства: АБС, программы для взыскания просроченной задолженности и многое другое. Кроме того, поддержка и обслуживание существенной части банковского ПО осуществляется не самими иностранными вендорами, а их официальными российскими партнерами, а значит, сотрудничество продолжится без изменений.
Что касается зарубежного ПО, лицензия по большинству из них либо бессрочная, либо будет действовать еще в течение одного-двух лет, поэтому у банков и других компаний есть время, чтобы подготовиться и найти альтернативные решения.
Полный переход на отечественное ПО и оборудование в банковской сфере возможен, но это может занять длительное время. В банках, где сложный интегрированный ландшафт информационных систем и высокая транзакционная нагрузка, смена ключевых программных комплексов, как правило, требует от одного до нескольких лет. Скорость и успех этого процесса будут зависеть от множества факторов, в том числе готовности российских компаний предложить конкурентные аналоги, государственной поддержки, а также от того, когда и насколько активно каждая компания начнет это движение.
Одним из вариантов замещения может стать разработка и внедрение компаниями собственного ПО. Однако, во-первых, это очень затратная история, которая многим банкам и компаниям просто не под силу. Во-вторых, это потребует длительного времени, так как параллельно придется развивать и текущее решение, ведь бизнес не стоит на месте.
Безусловно, адаптация к новым условиям неизбежно приведет к существенному росту затрат банков на поддержание и развитие IT-инфраструктуры. Расходы отдельных участников рынка могут сильно варьироваться в зависимости от масштаба банка и текущего уровня использования российского ПО. Однако ситуация отнюдь не критическая, понятны пути ее решения и дальнейшие шаги. Все ПО и оборудование в банке работает стабильно, большинство наших партнеров и поставщиков создали запас запчастей, а также обладают необходимыми компетенциями для обслуживания и сопровождения IT-оборудования и ПО. Все оборудование имеет резервный контур, поэтому даже выход из строя отдельных элементов не приведет к нарушению работы всей системы банка.