Как кризис вокруг Украины влияет на фармацевтический рынок
Он изменит логистику поставки лекарств и их цены в РоссииРоссияне сейчас запасаются иностранными лекарствами. Хотя реальных предпосылок для того, чтобы кто-то из крупных производителей ушел с рынка, пока нет. Большинство крупных производителей, в том числе европейских и американских, не только не объявляли о приостановке работы в нашей стране, но наоборот – подтверждали продолжение деятельности несмотря ни на что. В частности, официальные письма в Минздрав направили крупные производители инсулина.
Ограничения на импорт лекарств выглядели бы странно. Во-первых, это почти преступление против человечности, так как связано с риском для жизни и здоровья значительных групп населения. Во-вторых, это бессмысленно с позиции бизнеса, ведь речь идет о потере немаленького рынка даже по мировым меркам.
Большая часть готовых лекарственных препаратов (до 90% всей продукции европейского и американского производства) относительно легко заменима либо за счет существующих на рынке аналогов российского производства, либо при условии экстренного воспроизведения позиций, для которых этого пока не сделано в силу действующей патентной защиты. Но если введут ограничения на импорт, можно будет использовать принудительное лицензирование, и зарубежные производители это хорошо понимают.
Сейчас основные проблемы, которые могут вызывать беспокойство, лежат в двух плоскостях. Первая – это сложности, связанные с логистикой. Они способны привести если не к дефициту, то как минимум к перебоям в лекарственном обеспечении отдельными препаратами. Проблемы эти касаются поставок как готовых препаратов, так и сырья для их изготовления. В частности, за счет приостановки приема заказов на перевозку со стороны контейнерных линий. Примерно 60% фармсубстанций перевозится сейчас морем.
Общий объем импорта фармсубстанций в Россию в 2021 г. составлял 15 800 т. Переориентировать такие веса на альтернативные каналы доставки (скажем, автотранспорт) или конкурирующие контейнерные линии – задача непростая, но решаемая в относительно краткосрочной перспективе.
Вторая проблема связана с колебаниями курса рубля. Она наиболее остро стоит и в отношении фармсубстанций, так как 85% их объема оплачивается в валюте. Фактически российские производители вынуждены сначала покупать доллары и евро по повышенному курсу, а потом оплачивать сырье. Значит, себестоимость производства неизбежно вырастет. Понятно, что это связано с необходимостью повышения цен и для конечных потребителей. Но есть и другая проблема: цены на жизненно необходимые препараты, которые регулируются государством, потребуется индексировать, чтобы выпуск этих лекарств не прекратили в силу нерентабельности.
Основные поставщики фармсырья в нашу страну – Китай и Индия, компании из этих стран обеспечивают 75% поставок. Если представить, что какие-то наименования перестанут поступать из Европы, то доля Китая и Индии может превысить 90% от общего объема импорта. Произойти такое перераспределение может буквально за пару месяцев.
Доля российских фармсубстанций на местном рынке сравнительно невелика – 15–20% рынка. По наиболее важным направлениям для системы здравоохранения существует собственное производство: это вакцины, инсулины, моноклональные антитела, рекомбинантные факторы свертываемости крови и т. д. Но о полной независимости здесь речь не идет, требуются питательные среды, оборудование и т. д.
С сырьем химической природы дела обстоят хуже. В этой сфере импортозамещающие проекты начали вводиться в строй сравнительно недавно и серьезной роли на рынке пока не играют. К тому же это направление нельзя полностью считать независимым от импорта. Тут тоже требуются полупродукты, оборудование, вспомогательные вещества и расходники. Многое приходится импортировать.
Но критического сценария можно не ждать, если решить основные логистические проблемы и наладить работу исходя из новой реальности.
Конечно, ближайшие несколько месяцев для фармрынка и его участников будут серьезным испытанием и в отношении организационных процессов – в связи с необходимостью пересмотра условий поставки, ценовой и ассортиментной политики. К тому же за ажиотажем, скорее всего, последует период стагнации либо даже резкого сокращения потребления в рамках фармацевтического ритейла.
А рост цен, который в текущих условиях практически неизбежен, будет стимулировать процессы импортозамещения и роста спроса на продукцию отечественного производства. Российские препараты при абсолютно сопоставимом качестве стоят в среднем в 3 раза дешевле импортных, потребители это быстро оценят. В итоге к концу 2022 г. мы будем жить уже в условиях совершенно другого рынка.