«Долина смерти» на пути к импортозамещению
Почему льготы в IT-сфере следует распространить на биотех и диптехСложившаяся напряженность ощутимо ударила по крупнейшим российским корпорациям, которые экспортируют свою продукцию за рубеж или активно импортируют технологические решения. Многие логистические цепочки оказались разорваны в результате того, что часть зарубежных поставщиков отказалась или планирует отказаться от работы с российскими компаниями. Среди таких поставщиков не только компании из США и стран ЕС, но и из ряда других юрисдикций, настроенных нейтрально к текущим действиям России.
В настоящий момент, по подсчетам АНО «Инновационный инжиниринговый центр», порядка 70% от размера инвестиционных программ крупнейших российских корпораций приходится на импортные решения. По отдельным направлениям доля импорта может быть больше. Сейчас, как никогда ранее, остро встал вопрос замены существенной части этих решений на отечественные. Вопрос технологического суверенитета, который раньше зачастую носил теоретический характер, был данью форумной моде, резко перешел в практическую плоскость. Однако в некоторых, прежде всего высокотехнологичных, отраслях к нему оказались совсем не готовы.
На текущий момент предложить качественные инновационные аналоги или проекты под оперативное «доращивание» исходя из требований крупнейших российских корпораций могут в основном зрелые технологические компании. Которые уже давно переросли стадию стартапа и, как правило, сегмент МСП. Наиболее перспективные среди них – так называемые «национальные чемпионы», доказавшие конкурентоспособность своей продукции благодаря успешной работе за рубежом. Они могут восполнить часть исчезнувшего импортного предложения на внутреннем рынке b2b и b2g. Но сейчас эти компании сами оказались в сложной ситуации, что требует как оперативных решений от их руководства, так и фокусированных мер поддержки со стороны государства.
Ключевой сложностью для таких компаний в сфере электроники и приборостроения являются перебои или полное прекращение поставок комплектующих из-за рубежа. При этом даже успешная замена поставщиков в оперативные сроки не всегда поможет полностью спасти ситуацию. Например, в сфере медицинского оборудования замена некоторых комплектующих может привести к необходимости перерегистрации изделия, которая занимает до года.
Один из возможных инструментов преодоления данного барьера – открытие своих зарубежных компаний и работа с иностранными поставщиками через них. В этом случае актуальной мерой может оказаться смягчение контроля со стороны налоговых органов за такими операциями и либерализация валютного регулирования.
Объявленную ранее поддержку IT-компаний правительством можно назвать своевременной превентивной мерой. Особенно это касается стимулирования самих разработчиков для продолжения своей деятельности в России. «Национальные чемпионы» в IT-сфере всегда были вынуждены остро конкурировать за кадры с крупными зарубежными компаниями и цифровыми экосистемами, сейчас эта конкуренция обостряется в разы. Хорошо, что IT-отрасль в очередной раз стала фронтиром работы правительства, но теперь наиболее актуальным является распространение льгот в IT-сфере на так называемые биотех и диптех. Высокотехнологичные компании – это не только те, которые создают софт.
У всех зрелых технологических компаний, независимо от ниши, сегодня возник дефицит оборотных средств. Эту проблему можно решить путем привлечения грантового, т. е. безвозмездного, финансирования через госпрограммы поддержки технологических компаний или посредством субсидирования действующих кредитных линий.
ЦБ поднял ключевую ставку до 20%. А из обсуждений с «национальными чемпионами» мы знаем, что для сохранения конкурентоспособности на российском рынке размер ставки кредитования в идеале должен составлять 2–4%. Пределом разумного в компаниях считают финансирование по ставке 10%. Важно, чтобы правительство нашло возможность кредитования высокотехнологичного сектора по сниженным ставкам. Не менее важно, чтобы институты развития разделили риски с заемщиками и пошли на выведение части имущества из состава залоговой массы или пересмотр графика платежей. На следующем этапе потребуется финансирование проектов, направленных прежде всего на замену или модернизацию иностранных решений, используемых крупнейшими российскими корпорациями.
Если сейчас фокусированно не поддержать зрелые технологические компании, в частности «национальных чемпионов», то реализовать планы по импортозамещению (в том числе заместив потери компаний на зарубежных рынках расширением внутреннего) в дальнейшем будет уже практически невозможно.