Выход из Совета Европы – логичный шаг и для консерваторов внутри России, и для ее оппонентов на Западе
Амбиция построить «большую Европу» утратила актуальностьПродержавшись четверть века в Совете Европы, Россия, судя по последним новостям, не намерена продолжать участвовать в деятельности этой организации. Формальный выход из нее еще не объявлен и в любом случае займет время, но задумываться о последствиях стоит уже сейчас.
Уникальность Совета Европы в том, что он включает в себя почти все страны Старого Света, но в отличие от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) оставляет за бортом США и Канаду. На Совет можно смотреть как на вроде бы желаемую Россией модель Европы без американского присутствия. То, что результаты работы организации Россию не удовлетворяют, лишний раз показывает, что разногласия между Москвой и значительной частью европейских стран определяются отнюдь не только политикой Вашингтона.
Хотя для многих Совет Европы ассоциируется преимущественно со словесными баталиями в Парламентской ассамблее (из которой временно исключали российских представителей), важно и его правовое измерение. Членство в организации, в частности, предполагает соблюдение Европейской конвенции по правам человека и признание юрисдикции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
Расхождения в трактовках прав человека и оценке решений ЕСПЧ появились не вчера.
У России уже есть возможности игнорировать международные судебные решения, которые представляются политизированными или необоснованными. К общеевропейской юстиции обращались и люди, чьи дела никак не были связаны с политикой. Не случайно о Совете Европы значительно чаще, чем специалисты по международным отношениям, вспоминают юристы.
ЕСПЧ недолюбливают сторонники ничем извне не ограниченного государственного суверенитета. Подключение к такого рода международным инструментам – добровольное суверенное решение, но принято оно было в отличавшуюся от нынешней эпоху. В середине 1990-х гг. сохранялась амбиция совместного построения «большой Европы» с участием России. На фоне сегодняшних событий прошлые планы выглядят неуместной фантазией.
Как это нередко бывает, противоположности притягиваются. Призывы к выходу России из Совета Европы со стороны российских консерваторов сливаются с хором наиболее убежденных критиков России, давно уже считающих необходимым изгнать нашу страну из организации за несоблюдение каких-либо обязательств. В кризисных условиях именно громкие голоса получают преимущество, а для полутонов не остается места. Стоило бы помнить, что захлопнутая с той или другой стороны дверь не избавит Россию и ее европейских оппонентов от взаимного соседства, но сократит возможности взаимодействия.
Дискуссия о российском присутствии в Совете Европы часто сводится к протесту против навязывания «со стороны» тех или иных норм, а в ответ можно услышать разочарование Россией как «нерадивым учеником».
Между тем права человека – не чьи-то, а наши собственные. Их сохранение и соблюдение – в интересах российских граждан, вопрос только в том, как их обеспечить. Закрепление международного понимания прав человека, не ограничивается документами Совета Европы, хотя они и существенны.
Многочисленные конвенции по этим вопросам принимались и ООН. Права человека – одна из трех так называемых «корзин» (сфер деятельности) ОБСЕ, опирающейся, впрочем, на политические, а не юридические обязательства.
На протяжении многих лет различные международные документы, в том числе европейские, воздействовали на российское законодательство и правоприменительную практику. И даже в случае выхода из Совета Европы это внутрироссийское измерение не испарится в одночасье.
И вместо того, чтобы радоваться или переживать по поводу отказа от Совета Европы, стоит задумываться о том, что индифферентное отношение к нарушению закрепленных в законах прав не сможет исправить ни один международный механизм.