Промышленная «цифра» в ожидании поддержки
IТ-отрасль не исчерпывается потребительским сегментомВступил в силу указ президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации». IТ-компаниям и их сотрудникам предоставляются налоговые преференции, гранты, материальная поддержка работников и т. д. Пожалуй, особое внимание следовало бы уделить поддержке проектов, ориентированных на решение промышленных задач. Особенно в энергетике.
В последние годы IТ-сфера в России, конечно, развивалась: в нашей стране в одной из немногих были созданы поисковики, успешные почтовые сервисы и программы для оптического распознавания символов. Но в большинстве случаев, к сожалению, речь шла об адаптации имеющихся западных программ к российским условиям, а не о серьезных прорывах со стороны собственного высокотехнологичного бизнеса.
Да, благодаря тому что процесс такой адаптации проходил весьма успешно, сейчас, если крупные IТ-гиганты будут вынуждены ограничить поставки программных продуктов и минимизировать доступ к своим сервисам, в нашем потребительском сегменте не произойдет коллапса. Но все же потребительский сегмент необходимо обезопасить.
Кроме того, будем честны, некоторые успешные российские компании могут считаться российскими лишь номинально, так как в силу известных обстоятельств они предпочитают оформлять прописку в каких-нибудь офшорах. Также есть проблема зарплат – зачастую российский специалист не видит от отечественных компаний того вознаграждения, которое он может получить от западного IТ-гиганта.
Многие меры, которые обозначены президентом и правительством для поддержки информационных технологий в России, как раз и нацелены на создание более благоприятных и устойчивых условий работы IТ-компаний – лучше дома, чем в офшоре. Иными словами, вернуться юридически в родные пенаты должно быть выгодно. А специалисты должны получать хорошие зарплаты и ряд иных поощрительных мер, в числе которых льготная ипотека, отсрочка от армии до 27 лет и т. п.
Но IТ-отрасль не исчерпывается потребительским сегментом. В текущих условиях куда более важным становится удержать и развивать те компании, которые производят продукты для промышленности. В особенности для энергетического сектора. А также обеспечить теми же мерами государственной поддержки IТ-подразделения российских энергетических компаний.
Дополнительный стимул в развитии отечественных цифровых решений могут придать преференции российским промышленным предприятиям, внедряющим отечественное ПО. Ведь активы именно этих компаний выступают полигоном для тестирования новых решений, а в дальнейшем – и площадкой для их применения. Испытание и внедрение нового ПО требуют и времени, и затрат, связанных в том числе с перенастройкой многих процессов. Сейчас эти подчас немалые расходы компании несут в надежде, что в перспективе они вернутся сторицей за счет повышения эффективности производства.
За последние 10 лет этот подход вполне себя оправдал. Так за счет IТ (т. е. так называемой цифровизации) значительно повысилась эффективность нефтегазовых компаний. Цифровые решения позволяют экономить деньги, время и материальные ресурсы на всех звеньях цепи формирования стоимости. В области добычи применяется моделирование месторождений, которое дает возможность не только разрабатывать дизайн скважин оптимальным образом, но и находить ускользнувшие от иных средств разведки залежи. Цифровые решения позволяют оптимизировать логистические цепочки, упрощать работу с потребителями и минимизировать риск покупки поддельных нефтепродуктов.
А в области переработки все шире применяются «цифровые двойники». Это аппаратно-программные комплексы, которые имитируют работающее предприятие. За счет высокой точности и детализации, к примеру, на таком «двойнике» можно проводить различные эксперименты, которые были бы слишком дорогостоящими в рамках реального предприятия. Также цифровые решения позволяют более оперативно и эффективно подбирать катализаторы под те или иные процессы вторичной переработки.
Но проблема в том, что сегодня многие промышленные решения в IТ предлагают зарубежные компании. Многие, но, к счастью, далеко не все: российские энергокомпании озаботились вопросом импортозамещения еще несколько лет назад, что позволило во многом обезопасить отрасль от кризисов, подобных нынешнему. Причем ряд российских цифровых технологий в области ТЭКа применяются сегодня не только отечественными компаниями, но и их зарубежными партнерами, которые не стесняются покупать российское ПО. Этот успех можно и нужно развивать.
Но в текущих кризисных условиях даже крупные промышленные предприятия могут взять паузу в развитии собственных цифровых платформ. Чтобы предотвратить это, необходима поддержка государства. Предоставление таким предприятиям преференций, аналогичных тем, что предоставлены IT-отрасли, придаст новый импульс развитию всей отечественной промышленности. Ведь именно крупные индустриальные компании несут основную социальную нагрузку по созданию в регионах рабочих мест и развитию инфраструктуры, что в нынешних условиях критически важно для развития страны.
Стоит отметить также, что у государства накоплен значительный позитивный опыт по оценке экономического эффекта от налоговых преференций, предоставленных компаниям реального сектора. В нынешних условиях целесообразно было бы масштабировать эту практику. В частности, коррелировать размер льгот с объемом налоговых поступлений в бюджет, а также с увеличением показателей производительности труда. Только в этом случае государственная поддержка компаний реального сектора носила бы характер взаимовыгодного сотрудничества, а не благотворительности.