Армия молчащих совладельцев

Как решить проблему потерянных акционеров

По данным Минэкономразвития, около 6 млн граждан России в настоящее время можно отнести к категории потерянных, или молчащих, акционеров. С ними не могут связаться компании: документы не доходят, а дивиденды возвращаются обратно. Чаще всего такие акции не перешли по наследству новым владельцам должным образом, или были изначально неверно указаны реквизиты владельцев. В некоторых компаниях таких акционеров больше 20 000.

Если предположить, что каждый из молчунов владеет десятком акций только в одной из компаний, которая входит в индекс Мосбиржи (средняя стоимость бумаг в индексе – примерно 3200 руб.), то получается, что «потерялись» владельцы 192 млрд руб. Не стоит забывать и о дивидендах, так что зависших денег может быть кратно больше.

С точки зрения компаний, наличие потерянных акционеров в структуре free float имеет несколько негативных аспектов.

Во-первых, оно снижет количество акций в свободном обращении, уменьшает ликвидность бумаг, а также создает препятствия для одобрения внутригрупповых сделок. Во-вторых, эмитентам приходится нести расходы на безответную переписку (это несколько десятков миллионов рублей), а это непосредственно влияет на административные расходы, уменьшает EBITDA и влияет на дивиденды.

И в-третьих, подобная ситуация создает неудобства: по действующему закону дивиденды, которые не нашли своего адресата, должны храниться на специальном счете в течение трех лет и только после этого снова могут вернуться в оборот компании.

Очевидно, что проблема требует решения на уровне законодателя. Данный вопрос уже включен в дорожную карту правительства РФ «Трансформация делового климата», а в 2021 г. появился законопроект Минэкономразвития, позволяющий акционерным обществам выкупать свои акции у потерявшихся акционеров. Он подвергся критике ЦБ РФ, и норма о выкупе из него исчезла.

Есть несколько вариантов решения вопроса. Самый радикальный – обеспечить возможность выкупа обществом либо передачи акций в собственность государства при определенных условиях (применение норм о приобретательской давности или выморочном имуществе). Например, если к акционеру по неверному счету более пяти лет не доходят дивиденды; если он не приобретал и не отчуждал акции компании; не участвовал в общих собраниях акционеров и если письма с корпоративными документами на указанный у регистратора адрес также пять лет не доходят. Только при соблюдении всех этих условий можно предложить выкупать акции или обращать их в доход государства с возможностью последующей приватизации. Такая возможность допускается в соответствии с законодательством Англии и некоторых других иностранных юрисдикций.

Второй вариант более мягкий. Он предусматривает возможность частичного ограничения прав молчунов. При соблюдении всех вышеперечисленных пунктов можно предложить заморозить выплаты дивидендов, а также приостановить оповещение таких акционеров о корпоративных событиях. Все права таких акционеров могут быть восстановлены, если они внесут корректные данные о счетах для получения дивидендов и адресах для доставки им сообщений о происходящем в компании.

Третий вариант – в принципе отказаться от бумажных носителей для передачи информации акционерам и ограничиваться публикацией в общедоступных каналах, СМИ или на корпоративном сайте компании. Ведь если акционер «живой», то он должен следить, как компания инвестирует, делает ли обратные выкупы акций и какие проекты развивает. На более развитых иностранных рынках следить за деятельностью компании уже давно признано обязанностью акционера.

Сократив расход бумаги на корпоративные письма молчунам и активным акционерам, можно спасти не один лес. Гораздо более комфортным было бы в принципе перейти на оповещение акционеров по электронной почте, предусмотреть возможность ограничения прав молчунов через пять лет после первого неполученного дивиденда и возможность выкупа или передачи акций в доход государства через определенное время.