Есть ли альтернатива минским соглашениям
Какие сценарии могут рассматриваться КиевомНепрекращающиеся информационно-пропагандистские баталии с обвинениями в адрес нашей страны то ли в планах нападения на Украину, то ли в провоцировании полномасштабного военного конфликта в соседнем государстве снова возвращают в публичный дискурс уже подзабытую и в свое время изрядно поднадоевшую тему реализации минских соглашений. Тем более что своими заявлениями украинская сторона сама дает веский повод для таких разговоров.
В последние годы минские соглашения превратились в уникальный феномен. Они вроде есть и вроде как уже давно не являются чем-то существенным. О них вспоминают, когда это выгодно, на коллективном Западе для обоснования политических атак и продолжения санкционного давления на Москву, которая якобы чего-то не соблюдает. И одновременно их же игнорируют, когда дело доходит до конкретных шагов или, наоборот, бездействия официального Киева.
Для Украины нет альтернативы минским соглашениям, постоянно говорят в российском МИДе. Но при этом в самой незалежной с их исполнением не просто не спешат, но вовсе называют эти соглашения невыполнимыми и разрушительными для страны.
Строго говоря, вывод о разрушительности нельзя назвать чем-то новым для экспертного сообщества с обеих сторон. Другое дело, что, когда об этом заявляет секретарь СНБО в интервью агентству Associated Press в самый разгар международного обострения, это уже несколько иная, более серьезная история, требующая как минимум ответа на уже неоднократно заданный вопрос. Будет ли Украина выполнять минские соглашения и, что важно, может ли она это сделать?
Парадокс ситуации заключается в том, что, несмотря на всю кажущуюся безальтернативность минских соглашений, их дальнейшая реализация со стороны Киева упирается в тот самый внутриполитический фактор или даже внутриполитическую ловушку, которые быстро помножат на ноль любого желающего сдвинуть дело с мертвой точки. А тут и с желанием есть большие проблемы. И смелости хватает только на заявления о нахождении в состоянии многолетней войны с Россией.
Годы тотальной цензуры, пестования радикально настроенных групп населения и заигрывания с ними, бесконечная информационная накачка «террористами Донбасса» и «российским агрессором» под одобрение «западных партнеров» и с их же информационно-политической поддержкой не могут пройти бесследно. Говорить о том, что на Украине все поголовно выступают за силовой сценарий решения вопроса в ДНР и ЛНР, конечно же, в корне неправильно. Вот только этих людей никто ни о чем не спросит и их мнение во внимание не примет. Поскольку боятся тех, кто может создать проблемы. А это примерно плюс-минус те же, кто сносил законную власть в 2014-м.
Поэтому, когда секретарь СНБО заявляет, что «реализация соглашений приведет к массовым беспорядкам и разрушению страны», он на самом деле не лукавит и им в этот момент руководит банальный страх. Другое дело, что он тут же добавляет про выгоду Москвы, хотя угроза исходит совсем от других «ребят» – с опытом захвата площадей и ведения боевых действий против собственного же населения Донбасса. Но это уже не столь существенно.
Главная причина того, что минские соглашения, скорее всего, не могут быть и не будут исполнены Киевом, простая: те, кто мог бы это начать делать, боятся потерять власть. И их страх рационален.
Трансформация Зеленского из человека, в котором наивные граждане видели готовность и желание разрубить гордиев узел, в приблизительную копию его предшественника на посту президента – из той же серии. И это тот случай, когда она была предопределена и запрограммирована заранее. Проблема ведь далеко не в Зеленском как таковом. Расскажи ему еще лет 10–15 назад, что он окажется в таком положении и будет вынужден «воевать с Россией», наверняка бы покрутил пальцем у виска и поднял бы на смех. Проблема в сложившейся системе координат, в монстре, которого сами же и создали на волне построения Украины как анти-России.
По этой же причине, к слову, и коллективному Западу гораздо проще сделать вид, что он ничего не замечает, вместо того чтобы требовать от Украины хоть каких-то шагов в данном направлении. Смена более-менее понятных товарищей на плохо управляемых радикалов в европейской стране в планы не входила и не входит.
Именно поэтому, несмотря на всю безальтернативность минских соглашений, среди возможных сценариев Киевом могут рассматриваться, по сути, только следующие: попытка силового захвата неподконтрольных районов или сохранение текущего состояния. Первый чреват жестким ответом России со всеми вытекающими из этого последствиями. Остается второй.
Насколько его хватит – вопрос. Но чтобы сильно переживать по этому поводу, нужно уметь играть вдолгую. А это нынешние киевские власти, судя по всему, делать не умеют.