Чего стоит ожидать от переворота в Буркина-Фасо
Надежды на формирование в Сахеле пророссийского военно-политического пояса не имеют основанийВ Буркина-Фасо, одной из самых бедных стран Африки, произошел переворот. Военные отстранили президента Рока Марка Кристиана Каборе и объявили о переходе власти к «Патриотическому движению за охрану и восстановление». Руководителем движения участники выступления назвали подполковника Поль-Анри Сандаого Дамибу.
Нельзя сказать, что переворот стал неожиданностью: они происходят в этой стране с удручающей регулярностью. Нынешнему предшествовали массовые демонстрации, участники которых обвиняли правительство в неспособности справиться с повстанцами-исламистами: в 2021 г. от рук террористов погибло не меньше 2000 человек, а 1,5 млн стали беженцами. Непосредственной причиной возмущения стало очередное массовое убийство исламистами военных и гражданских на севере страны, а поводом для недовольства военных – прекращение выдачи продовольственных пайков.
Реакции на переворот в мире, по сути, не было. Генсек ООН Антониу Гутерриш осудил переворот и призвал «все стороны к сдержанности и переговорам». Эта формулировка стандартна в тех случаях, когда всемирному начальству, в общем, безразлично происходящее. Страны Запада пока не отреагировали на события в забытой богом стране. Промолчала даже Франция, бывшая метрополия, войска которой совсем недавно воевали в Буркина-Фасо с исламистскими повстанцами.
Официальной реакции России тоже пока нет. Но некоторые политологи уже выразили горячую поддержку новым военным властям Буркина-Фасо. Так, глава Фонда защиты национальных ценностей Максим Шугалей опубликовал открытое письмо полковнику Поль-Анри Сандаого Дамибе, в котором назвал происходящее «историческим моментом»: по его мнению, военнослужащие обеспечили мирному населению шанс на лучшую жизнь и решение проблем безопасности. В качестве примера для нового режима политолог привел ЦАР, власти которой получают помощь от российской ЧВК «Вагнер» и группы малоизвестных компаний.
Политический аналитик Иван Аркатов, в свою очередь, считает, что «граждане Буркина-Фасо и других государств Африки видят удачный пример стремительных перемен к лучшему в Мали после начала сотрудничества с Москвой. Именно с этим связано решение жителей еще одной страны Черного континента разрушить оковы неоколониальной зависимости от Франции» («Народные новости», 24 января 2022 г.).
Безусловно, события в ЦАР, Мали и Буркина-Фасо связаны между собой. Это самые отсталые страны Африки (Буркина-Фасо, называвшаяся Верхней Вольтой, была для европейцев нарицательным именем нищего государства без всяких перспектив). Все три – бывшие колонии Франции, причем самые безнадежные, не приносившие доходов метрополии, – настоящие «чемоданы без ручки». В 1960 г. Франция избавилась от них – не в результате антиколониальной борьбы (которой не было), а за ненадобностью.
Если ЦАР получила известность разве что жутким правлением «императора-людоеда» Бокассы, Мали и Верхняя Вольта (нынешняя Буркина-Фасо) так и остались вне зоны внимания мира.
Франция, уйдя из Африки, сохранила обязательства перед бывшими колониями в обмен на приоритетный доступ к природным ресурсам. Французы снабжали и обучали армии, оказывали помощь в образовании и здравоохранении, давали кредиты, но все это в мизерных масштабах (из стран Сахеля чуть большую помощь получал Нигер, где добывается большое количество урана, и Чад – благодаря важному стратегическому положению в самом центре континента).
Основные интересы Франции в Африке – это нефтяные Камерун и Габон, Кот-д’Ивуар (крупный производитель какао), богатый ресурсами Мадагаскар и Сенегал (в силу очень давних традиционных связей). Страны Сахеля в интересах Франции – в самом конце.
В 2015 г. в Сахеле начались боевые действия, которые развернули исламисты. Франция послала на помощь армиям Мали, Нигера и Буркина-Фасо пятитысячный контингент. Исламистам были нанесены серьезные удары, но те со временем оправились от потерь и возобновили нападения. Дело в том, что местные армии малочисленны и слабы, а французский контингент просто слишком мал, чтобы контролировать огромные территории Сахеля и прилегающие районы Сахары. Военные действия наносят большой ущерб и без того нищему населению и примитивному сельскому хозяйству, в результате чего население стран региона нуждается в гуманитарной помощи. Которую в достаточном количестве ни Франция, ни структуры ООН предоставить не могут. Прежде всего потому, что страны Сахеля не интересны ни с экономической, ни с геополитической точки зрения. Постепенно французская помощь региону сокращается, в то время как невзгоды населения, местных правительств и армий – растут. Им нужно в разы больше денег, продовольствия, оружия, ГСМ, медикаментов, специалистов и т. д., а предоставлять все это никто не желает.
Правительства и общественность стран региона на Францию сильно обижены, поскольку бывшая метрополия полвека обещала помощь и защиту, а в критический момент отошла в сторону. Это вообще свойственно многим африканским политикам: они уверены, что, поскольку бывшие метрополии виноваты в рабовладении и колониализме, они обязаны финансировать, учить, лечить, вооружать и экономически развивать Африку, причем бесплатно. Любой отказ в помощи воспринимается ими как оскорбление. Именно это и произошло между Францией и странами Сахеля.
ЦАР и Мали обратились за помощью к России по нескольким причинам. Во-первых, потому, что никто другой (включая США и Китай) помогать им не захотел. Во-вторых, у африканцев есть историческая память: Россия (это же бывший СССР!) – могучая страна, которая всегда демонстрировала готовность помочь. «Дружба» с Россией для африканских лидеров – еще и метод давления на Запад с целью выбить-таки из него требуемую помощь. Многие африканские лидеры (особенно из военных, в самых отсталых странах континента) плохо себе представляют, что Россия – не СССР и геополитическая картина мира вовсе не такая, какой была во время противостояния НАТО и Варшавского договора. Поэтому попытки противопоставить Москву Вашингтону или Парижу сейчас гораздо менее эффективны, чем полвека назад.
Стоит вспомнить, что Советскому Союзу, при всей его военной и экономической мощи, плохо удавалось разыгрывать африканские карты. На это не хватало ни средств, ни реального интереса: богатейшая Ангола, «алюминиевая» Гвинея и огромная Эфиопия получали довольно серьезную советскую помощь, но и она не повлияла на развитие этих стран. Такие же третьестепенные африканские союзники СССР, как Гвинея-Бисау или Бенин (а одно время и Мали), получали настолько мало, что результаты сотрудничества были фактически нулевыми.
Тут уместно вспомнить Томаса Санкару – президента Буркина-Фасо, придумавшего нынешнее название для Верхней Вольты. В 1983 г. этот молодой офицер, движимый самыми благими намерениями, захватил власть в стране и попытался проводить радикальные реформы. «Африканский Че Гевара», как его называли, рассчитывал на помощь Советского Союза, но тот уже находился в упадке и помощи отважному капитану не оказал. В 1987 г. Санкара был убит, и страна, хоть и с новым названием, вернулась к традиционному застою во всех сферах жизни.
Когда пишут о проблемах слаборазвитых стран, упоминают природные ресурсы, которые якобы, при хорошем управлении, могли бы их обогатить. Это не совсем так. Хорошее управление возможно только при наличии образованного общества, развитой медицины, высокого правосознания, наличия инфраструктуры и т. д. В Анголе, этом «африканском Кувейте», при огромных нефтяных и алмазных доходах большинство населения пребывает в нищете. В Экваториальной Гвинее, крупном нефте- и газоэкспортере, формальный ВВП на душу населения в годы высоких мировых цен доходил до $43 000, т. е. был выше, чем во Франции, – а население продолжало ютиться в убогих хижинах и питаться маниокой.
ЦАР в качестве путеводной звезды для стран Сахеля – пример не самый удачный. Да, российские военные помогли местной армии навести в стране кое-какой порядок (относительный, поскольку повстанцы, радикалы и бандиты не уничтожены, а сократили активность). И да, российские компании, добывающие там золото и драгоценные камни, приносят государству кое-какие деньги. Но ни о каком развитии этой страны ничего не известно.
В Буркина-Фасо добывается золото и цинк, но экспортные доходы от них ничтожны. И не могут быть серьезно увеличены из-за отсутствия логистики и квалифицированной рабочей силы. Запасы этих ресурсов невелики и обогатить страну не в состоянии. Есть там еще марганцевые и медные руды, фосфориты, никель и титан, но их не добывают. И вряд ли российские компании, по указанным выше причинам, проявят к ним интерес.
Буркина-Фасо – не ЦАР. Это часть огромного, неспокойного региона, в котором боевики-исламисты имеют серьезную поддержку населения (исламизированные туареги, хауса, фульбе). Для наведения там порядка у частной военной компании не хватит ни людей, ни техники. А для преодоления экономического и гуманитарного кризиса понадобятся огромные суммы, которые Россия вряд ли в состоянии выделить. Если будет принято решение помочь Буркина-Фасо, россияне, по-видимому, сумеют послать вооруженные формирования, способные защищать столицу от боевиков, и, может быть, кое-какие некрупные компании для добычи золота. Но это совсем не тот масштаб, которого ждут буркинийцы. Поэтому надежды на формирование в Сахеле некоего пророссийского военно-политического пояса не имеют под собой оснований.