Как будет выглядеть транспортная система будущего
Главным средством передвижения горожан станет многопрофильный общественный транспортБлагодаря современным методам урбанизации города становятся все более безопасными, чистыми и комфортными. Неудивительно – им нужно бороться за сохранение численности населения и привлечение образованных жителей с высокими профессиональными компетенциями. Иначе они не смогут развиваться.
Важнейшая часть проблемы, стоящей перед городами, – развитие инфраструктуры. А одна из главных задач городской инфраструктуры – повышать мобильность жителей, обеспечивая им удобный доступ к рабочим местам, сближая периферийные и центральные городские районы. Современная транспортная доступность – это не просто «к нам проложили метро» или «у нас теперь под боком шоссе». Сегодня важно иметь не только возможность добраться из одной точки в другую, но и выбор: поехать на общественном транспорте или на личном автомобиле, воспользоваться велосипедом или каршерингом.
Дать этот выбор можно, реализуя концепцию «Транспорт как сервис» (Mobility as a Service, MaaS), т. е. создавая единую инфраструктуру планирования и оплаты маршрутов в городской сети общественного транспорта. А согласно прогнозу агентства Juniper Research, в 2025 г. количество поездок на общественном транспорте в мире вырастет с 471 млн до 2,2 млрд, т. е. более чем в 4,6 раза, и почти на столько же сократится число поездок на личном транспорте.
Именно в эту сторону вместе с другими развитыми странами движется и Россия. Самое большое внимание мы будем уделять развитию общественного транспорта – об этом можно узнать, например, из итогов XV Международного форума и выставки «Транспорт России».
Самый совершенный кейс сбалансированной политики управления транспортом и дорожной инфраструктурой сегодня реализует Китай. В КНР строится национальная интеллектуальная транспортная система (ИТС), которая объединит все виды транспорта – автомобильный, железнодорожный, индивидуальный – и все центры его притяжения, от внутригородских транспортных узлов до сухопутных, воздушных и водных вокзалов. Пассажиры будут быстро и с комфортом добираться из одной городской точки в другую и из одного города в другой, используя для пересадок между видами транспорта мультимодальные транспортные узлы, а страна сможет разрабатывать комплексные транспортные решения для любых сценариев и объемов перевозок от местных до общенациональных.
ИТС – это система цифровых средств планирования дорожно-транспортной инфраструктуры и управления ею, которая позволяет повышать мобильность населения и обеспечивает эффективность и безопасность дорожного движения. Задача ИТС – создать удобную и безопасную среду, которая позволяет осознанно и реалистично планировать передвижение по городу.
Московская ИТС пока далека от совершенства, но она работает и ни на секунду не дает вам забыть о том, что на дворе XXI в. Находясь в метро или на автобусной остановке, я точно знаю, когда придет мой автобус или поезд, а если я пользуюсь любым из многочисленных приложений, подключенных к ИТС, мне доступны варианты маршрутов, вся информация о длительности движения и пробках.
Для дальнейшего эффективного развития российской ИТС требуется комплексное моделирование и проектирование, и ориентироваться нужно будет в первую очередь на потребности горожан.
Российская ИТС строится за счет федеральных субсидий и бюджетов регионов, в ее развитие с 2020 по 2024 г. планируется инвестировать 42 млрд руб. Одновременно федеральный проект «Модернизация общественного транспорта в городах и городских агломерациях» оценивается в 203 млрд руб. до 2024 г. и 417 млрд руб. в 2025–2030 гг.
Сегодня очевидно, что главным средством передвижения горожан станет многопрофильный общественный транспорт. Одной из его основных задач будет обеспечение бесперебойного обмена пассажирами со скоростными магистральными маршрутами, которые практически сольются – до бесшовности – с городским транспортом. В ближайшие годы начнется крупномасштабное внедрение беспилотных технологий – и в первую очередь на общественном транспорте, что позволит сократить число пробок на дорогах и уменьшить количество ДТП.
Но ни то ни другое невозможно без внедрения ИТС. Вся модернизация общественного транспорта – от сравнительно простых вещей до внедрения мультимодальных транспортных узлов и беспилотного транспорта – должна быть неразрывно связана с ИТС. Только при таких условиях можно будет системно улучшить качество городской среды и справиться с ее насущными проблемами.