Зеленый свет роботам

Скорый запуск беспилотного формата говорит о развитости российских технологий

Первые беспилотные такси могут начать движение по улицам российских городов в феврале этого года. Правительство устранило межведомственные разногласия по программе экспериментального правового режима (ЭПР), в рамках которой беспилотники будут выпущены «на волю». Первым оператором беспилотного такси станет «Яндекс» на 18 улицах Москвы, на территории Сколкова, а также в Иннополисе и центре «Сириус» в Краснодарском крае. Полностью беспилотный формат будет доступен в Сколкове и Иннополисе, тогда как по улицам столицы на переднем сиденье пассажира в беспилотнике поедет инженер.

Сам факт скорого запуска беспилотного формата говорит о развитости российских технологий, это существенный прорыв к массовому использованию формата.

Переход к массовому использованию «робомобилей» уже близок. На беспилотники нужно смотреть не как на изолированную «игрушку», а воспринимать их адаптацию как изменение всего социума через новое отношение людей к экологии и переосмысление представлений о мобильности.

Поведенческие принципы современного общества предполагают смещение фокуса со статуса владения автомобилем на эффективность перемещения из одной точки в другую. Беспилотники формируют новую парадигму урбанистической мобильности – доступные контролируемые передвижения с большей безопасностью и надежностью.

Драйверы движения – в массы

Для беспилотных автомобилей главное не марка и производитель, а технология и алгоритмы, позволяющие обеспечить безопасное вождение. Чтобы беспилотник мог проехать 8 часов, нужно как минимум 80 000 человеко-часов обучения технологии и нарабатывания опыта самим устройством. Беспилотник «Яндекса» в 2019  г. для поездки в 10 км должен был предварительно наездить 10 000 км, чтобы хорошо ориентироваться в пространстве.

Для этого необходимы существенные усилия штата специалистов по тренировке ИИ с богатым опытом работы и глубоким пониманием IТ-отрасли в целом.

Беспилотники будут активнее развиваться в сопутствующей среде или экосистеме.

Все подобные сервисы должны объединиться в непрерывную интеллектуальную услугу для пассажира. Здесь в России есть масса положительного опыта – цифровые экосистемы, развитые платежные сервисы. Огромную роль сыграют развитие 5G-сетей и обеспечение покрытия общедоступными точками WiFi на обширном пространстве.

Еще один драйвер: пандемия показала, что отсутствие зависимости от человеческого фактора при логистических доставках неотъемлемо связано с охватом и стоимостью услуг. Этот фактор также позволит максимально ускорить дальнейшую адаптацию беспилотников, поскольку сегмент доставки переживает взрывной рост.

Может включиться в процесс государство, развивая беспилотное метро и трамваи, что позволит создать общую для всех видов транспорта городскую среду.

Дорожные препятствия

Технические регламенты, правовые нормы, адекватная инфраструктура – пока три этих фактора не будут отлажены и гармонизированы, развитие беспилотных автомобилей будет сдерживаться.

Ввод беспилотников потребует изменений подхода к управлению трафиком (возможно, как дорог, так и пешеходных тротуаров) в целом, чтобы распределить загрузку на дорогах. С точки зрения безопасности важно в начале запуска определиться с тем, «кто виноват и что делать» в случае дорожных инцидентов с участием беспилотников.

Как решать спорные ситуации, если на дороге вдруг оказались бы только беспилотники, – предъявлять претензии производителю машины, разработчику технологии или оператору?

Также важно предусмотреть специфичные моменты российских дорог: не всегда понятную разметку, ломающиеся светофоры, принимая во внимание снег, лед и ухабы.

Необходимо подготовить принципиально новые технологии, ориентированные не только на знаки и окружающую обстановку, но и на различные метки в окружающем беспилотник пространстве. Это будет дешевле и быстрее, чем разметить под беспилотники все дороги огромной страны.

Автономия и новые ниши

Рынок беспилотных перевозок обладает внушительным потенциалом роста. Согласно исследованию Facts and Factors, мировой рынок автономных автомобилей в 2020 г. оценивался в $23,33 млрд. К 2026 г. объем продаж ожидается в размере $64,88 млрд (средние годовые темпы роста около 22,7%).

Развитие рынка беспилотников потянет за собой формирование новых ниш, таких как автоматическая доставка, перевозка еды и товаров, автомобильный маркетинг.

Завоевать место на нем можно только при разработке комплексной стратегии развития. В рамках которой цифровые технологии, и возможности автомобилестроения, и регулирование дорожного движения, и правовые аспекты, и инфраструктура будут развиваться синхронно, полностью меняя и отрасль перевозок, и пространство вокруг нас.

По сути, это задача уровня плана электрификации всей страны, выполнить которую можно только через сочетание частной экспертизы и государственной административной поддержки.