Государственные закупки нуждаются в большей прозрачности
В 2022 году можно ожидать переформатирования рынка гарантий по госконтрактамПравительство РФ утвердило требования к банкам и региональным гарантийным организациям (РГО), имеющим право предоставлять независимые гарантии, которые с 1 января 2022 г. заменят банковские гарантии в рамках госзакупок. Подготовленный Минфином документ открывает доступ на рынок большему числу игроков, что нельзя не приветствовать. Но этого недостаточно для того, чтобы рынок госзакупок и независимых гарантий по госконтрактам стал по-настоящему прозрачным.
Подготовленный Минфином документ устанавливает лояльные требования к РГО: они не должны числиться в реестре недобросовестных поставщиков, должны иметь ранг финансовой устойчивости от «Корпорации МСП» не ниже В. Также доля иностранных владельцев ограничивается 10%. К банкам, имеющим право предоставлять участникам закупок независимые гарантии, требования снижены: от них с января 2022 г. потребуется только наличие кредитного рейтинга не ниже уровня B-(ru) от АКРА или не ниже уровня ruВ- от «Эксперт РА». (Сейчас помимо этого от банков требуется наличие собственного капитала в размере не менее 300 млн руб.)
Появилась надежда на изменения в сторону большей открытости и по заказам госкорпораций – в 2021 г. в Госдуму внесен законопроект, который может сделать рынок банковских гарантий по 223-ФЗ более прозрачным. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «требования к содержанию банковских гарантий, предоставляемых субъектами МСП, предполагается унифицировать с соответствующими требованиями, предусмотренными законом № 44-ФЗ». А эти требования стали менее жесткими благодаря постановлению правительства от 20 декабря 2021 г.
Сейчас госкорпорация самостоятельно устанавливает требования к банкам, гарантии которых готова принимать. «В практике встречаются случаи, при которых устанавливаются требования к наличию у банка действующего кредитного рейтинга одного из рейтинговых агентств – S&P, Moody’s или Fitch на уровне не ниже ВВ- <...> капитал не менее 60 млрд руб., собственные средства (капитал) в размере не менее 10 млрд руб.», – отмечают авторы законопроекта.
Фактически в настоящее время у каждого заказчика-госкорпорации существует свой список аккредитованных банков, заключить контракт с которыми малому бизнесу часто бывает затруднительно. Обсуждаемый законодателями документ дает надежду, что МСП смогут легче получить банковскую гарантию и поучаствовать в большем количестве тендеров.
К сожалению, параллельно со смягчением требований к участникам рынка гарантирования для участников конкурсов госзакупок мы уже не один год наблюдаем сворачивание информационного поля в этой сфере. Так, например, с 1 июля 2018 г. закрыли от сторонних глаз реестр банковских гарантий на сайте, где размещаются госзаказы (эта сфера регулируется 44-ФЗ). В результате мы не можем в точности быть уверенными, что происходит на рынке: у кого доля растет, у кого снижается, какие банки с какими исполнителями госконтрактов работают.
Активные участники, конечно, известны. Сейчас в этом сегменте работают такие серьезные игроки, как «Сбер», «Абсолют», Совкомбанк, Промсвязьбанк, Московский кредитный банк. Но конкретики нет никакой, и это существенно усложняет работу.
Напомню, что реестр появился только в 2014 г., а до этого цивилизованного рынка, по сути, не было, банковскую гарантию кто угодно мог напечатать на принтере. Массовой эта услуга стала в 2017–2018 гг. И как раз тогда реестр банковских гарантий стал закрытым...
Сейчас рынок обсуждает возможное закрытие информации о победителях конкурсов на исполнение государственного контракта по 44-ФЗ. Если это случится, то другие участники рынка не будут знать не только кто предоставил гарантию, но и кто выиграл конкурс на исполнение контракта – вплоть до момента подписания договора.
В ситуации с контрактами государственных корпораций все еще сложнее – нет не только открытого реестра, но чаще всего и информации о заключенных контрактах. Участники рынка видят только сам факт проведенного конкурса, но не знают, кто и как исполняет этот контракт. Соответственно, когда к нам за гарантией приходит предприниматель, работавший с госкорпорациями, мы не можем проверить и адекватно оценить опыт контрагента. У нас зачастую недостаточно оснований для принятия взвешенных решений по нему, а банку обязательно нужна глубокая детализация по юридическим лицам, особенно по малому и среднему бизнесу, чтобы оценить риски.
Участники рынка однозначно нуждаются в большем количестве информации по контрактам, заключенным по 223-ФЗ, им необходим единый реестр и доступ к информации в нем. Это существенно упростило бы предоставление финансовых услуг всем игрокам, сделало бы, как нам кажется, более прозрачными в целом закупки государственных корпораций. Но пока мы, к сожалению, не видим активных действий со стороны государства в этом направлении.
Пока еще это не критично: рынок на сегодняшний день полностью обеспечен сервисом, связанным с банковскими гарантиями. В ближайшие год-полтора рынок будет полностью обеспечен и технологичными сервисами, связанными с финансированием.
Но если заглянуть чуть дальше, становится понятно, что дефицит информации по госзакупкам может сделать рынок недостаточно конкурентным. Это, в свою очередь, негативно скажется на качестве услуг и может создать почву для различных злоупотреблений, в том числе и для нецелевого использования средств.