Неубедительные размещения
Из-за чего все чаще переносятся российские IPOВ последние пару лет российские IPO стали частым явлением: Fix Price, Segezha Group, ЦИАН, «Совкомфлот», Ozon, Softline Group, «Ренессанс страхование», «Самолет», ГК «Мать и дитя», группа ГМС и другие вышли на биржу. Но лишь отдельные размещения можно назвать удачными. А теперь все чаще размещения анонсируются, а затем переносятся. В этом году таких переносов набралось столько, что есть основания говорить о тенденции.
Почему переносятся IPO
В начале года из-за предложенного законопроекта об ограничении доли иностранцев в капитале всех аудиовизуальных сервисов перенес свое размещение онлайн-кинотеатр ivi, весной из-за повышенной волатильности рынков – золотодобытчик «Высочайший». Затем в очередной раз изменились планы по проведению IPO у Совкомбанка (на этот раз – из-за упущенного благоприятного окна на фоне проведения крупной сделки), совсем недавно о переносе объявили сразу две компании – «Делимобиль» и «Красное & белое», достаточно абстрактно объясняя это сложившейся ситуацией на рынке.
Реальная причина последних двух отложенных IPO очевидна: бумаги компаний не получили достаточного интереса со стороны широкого круга инвесторов. О размещениях было объявлено давно, было хорошее медиапокрытие, но не получилось. Такие события случаются во всем мире – достаточно вспомнить, какой тернистый путь к публичному статусу прошла компания WeWork. Но в текущей экономической ситуации факты переносов могут сигнализировать как минимум о четырех важных вещах.
Усталость инвесторов от неудач
Сказывается усталость инвесторов от прошлых неудачных IPO. Увы, но по состоянию на сегодня последние российские размещения можно признать убыточными. Особенно это касается «народных размещений», сопровождаемых массивными рекламными кампаниями, таких как IPO «Совкомфлота». Акции компании упали примерно на 15% в первые секунды торгов и уже более года так и торгуются на тех уровнях. Подешевели в сравнении с ценой размещения акции «Ренессанс страхования», Fix Price, Softline Group, ЦИАНа. Для многих инвесторов такие убытки, пусть пока бумажные, превышают персональный болевой порог и отталкивают от участия в дальнейших размещениях.
Риск глобальной коррекции
Фондовые рынки по-прежнему наполнены ликвидностью: в развитых странах – благодаря работе печатных станков центробанков, в России – благодаря подорожавшему сырью. И несмотря на это, инвесторы уже не готовы платить сложившиеся высокие цены направо и налево. Еще не так давно, покупая акции какой-либо компании, они закрывали глаза на хронические убытки («Делимобиль», кстати, как и многие шеринговые компании, убыточен, и его чистый убыток вырос на 13% в 2020 г. по сравнению с 2019 г.), нехватку четких конкурентных преимуществ, отсутствие понятных стратегий роста и интереса со стороны зарубежных инвесторов. Но теперь каждый кейс тщательно изучается, и заведомо слабые отвергаются.
Нельзя совсем сбрасывать со счетов и тренд на этичное инвестирование среди более молодых поколений, которые легко вкладываются в любимые компании, но настороженно относятся к тем, которые не соответствуют их ценностям. Инвестиции в бизнесы, имеющие отношение к оружию, долевые инструменты табачных и алкогольных производителей, незеленые компании и т. д. еще не снизились, но эмитентам из этих секторов все сложнее будет убедить молодых инвесторов.
Вероятно, мы приближаемся к давно назревшей коррекции, и серьезной, так как мультипликаторы оценки акций (например, P/E) и кредитные плечи находятся на исторически высоких уровнях. При коррекции акции слабых компаний упадут быстрее и сильнее, и мало какой инвестор хочет записать такой убыток себе в книги.
Возврат к менее рискованным инструментам
В полной мере начинает проявляться и эффект повышения ставок ЦБ РФ. Здесь регулятор идет в тренде со многими другими центробанками развивающихся стран (например, Бразилии, Венгрии, Чехии, Мексики), которые также повышают ставки с целью обуздать инфляцию. Центробанки развитых экономик пока еще не повышали ставки, но некоторые из них, например ФРС, уже объявили о сокращении объемов предоставляемой ликвидности. При повышении ставок центробанком коммерческие банки начинают повышать ставки по депозитам, растут и доходности по облигациям. Постепенно акции как класс ценных бумаг начинают терять интерес инвесторов, так как для широкого круга российских ритейловых инвесторов именно банковские депозиты – куда более понятный инструмент для личных вложений, нежели акции.
Негативные экономические тенденции на рынке
Кроме того, на российский рынок IPO сейчас давят такие факторы, как сокращение доходов населения (что нивелирует кратный рост клиентских счетов на бирже и у брокеров), высокая рублевая инфляция, обострение конфликта с Украиной и конкуренция со стороны иностранных рынков IPO, где при желании российский инвестор покрупнее вполне может оперировать. Также вызывает опасение ухудшающаяся макроэкономическая картина: например, кривая доходностей государственных облигаций недавно инвертировалась, что в развитых экономиках является сильным индикатором надвигающейся рецессии. Никуда не делись и введенные против нас санкции. Такой негатив явно перевешивает позитив от начавшегося товарного суперцикла на мировых рынках.
Перечисленные сигналы свидетельствуют о том, что лучшее время для проведения IPO может быть уже позади. Настроения на рынках акций меняются от эйфории к куда более трезвому расчету и скрупулезному анализу финансовых показателей и бизнес-моделей. Переоцененные истории будут отвергаться и впредь.
Переговорная позиция инвесторов становится все более сильной на фоне повышения ставок и ряда неудачных размещений, поэтому компании будут вынуждены либо пересматривать свои ценовые ожидания, либо откладывать проведение IPO в надежде, что ситуация исправится. Также инвесторы будут все чаще отвергать IPO, структурированные не на финансирование самой компании, а на значительное «окэшивание» текущих акционеров. Если инсайдеры продают свои акции, то почему их должны покупать розничные инвесторы? Среди таких IPO можно назвать неудавшуюся попытку «Высочайшего» (в условиях подачи поручений на покупку акций значилось, что «денежные средства направляются продающим акционерам») и размещение ЦИАНа, при котором большая часть денег пошла акционерам, а не на развитие бизнеса. Акционерам в таких случаях стоит основательно подумать над ответом на вопрос, почему они продают свои акции, а инвесторы должны их купить.