Что мешает расцвету российского софта
Кадровая проблема съедает финансовый эффект налогового маневраНынешний год может оказаться едва ли не лучшим для российской софтверной отрасли за последние несколько лет. В середине сентября вице-премьер Дмитрий Чернышенко докладывал Владимиру Путину, что экспорт российского программного обеспечения в 2021 г. вырос на 13,5% и превысил $5 млрд в сравнении с тем же периодом прошлого года. Конечно, это не единственный успех. Растет внутренний рынок, причем растет на нем и доля отечественного софта. Одна из возможных причин роста – в 2021 г. начал действовать налоговый маневр для российских IT-компаний. Но может ли только протекционизм властей обеспечить рост?
Есть довольно много сегментов софтверного рынка, которые лишь выиграли от пандемии: показали динамичный рост решения для совместной работы, для видеоконференцсвязи, приложения для удаленных офисов. Рынок систем электронного документооборота в 2020 г. вырос на 10%, а в этом году ему прогнозируют рост на 12–15%. Российский рынок облачных услуг показал в прошлом году рост почти на 30%, и он продолжит расти. Более того, исследование ассоциации «Руссофт» выявило, что в России намечается бум инвестиций в софтверные компании.
Так что же это – результат пандемии или протекционистских мер? Пандемия, безусловно, сыграла большую роль. Но она была не только в России. Для сравнения: глобальный рынок корпоративного ПО (различные ERP-, CRM-системы и т. д.) в 2020 г. вырос на 4,1%, а российский – на 6,7% (в рублевом эквиваленте).
Налоговый маневр вряд ли окажет сильное влияние на российскую софтверную отрасль в этом году. Вплоть до середины 2021 г. у отрасли были вопросы к применению этого маневра, и Минцифры только в сентябре подготовило пояснения к нему. Скорее маневр даст эффект лишь в 2022 г., когда сработает накопленный эффект от него. Тем более что в Минцифры подготовили второй пакет мер поддержки IT-отрасли. В конечном итоге степень эффективности налогового маневра можно будет оценить по разнице между ростом российского рынка и ростом глобального рынка программного обеспечения.
Есть и другие факторы, влияющие на рост российского рынка софта. Во-первых, рост идет за счет регионов, все более вовлекаемых в процессы цифровой трансформации. Во-вторых, цифровая трансформация рассматривается предприятиями не как что-то дорогое и модное, а как неизбежное условие конкурентоспособности бизнеса: все больше предприятий занимаются этим системно, а пандемия только подстегнула желание компаний активнее переходить от бумаги к цифре, от офлайна к онлайну. В-третьих, дает эффект последовательная политика импортозамещения – в России сформировался законченный стек софта для замены большинства используемых западных технологий.
Рост российского IT-рынка мог бы быть еще более динамичным, если бы не сдерживающие факторы.
Первая проблема – кадры. За счет массового перехода на удаленную работу произошло выравнивание заработных плат между Москвой и регионами, что негативно сказалось на себестоимости разработки. При этом компаниям, развивающим новые решения, нужны квалифицированные кадры, а их как раз и не хватает. С января по август 2021 г. работодатели из IT-сферы опубликовали на 70% больше предложений о работе, чем за аналогичный период прошлого года. В сентябре зарплаты выросли на 20% по сравнению с июнем. Такая динамика зарплат фактически съедает финансовый эффект налогового маневра.
Кадровый дефицит усугубляется тем, что за IT-специалистами стали охотиться не только IT-компании, но и финансовые структуры. Диверсифицируя собственные финансовые вложения, они ставят цель создания IT-экосистем. Это приводит к тому, что условно неограниченные инвестиции в стартапы, находящиеся внутри финансовых структур, сильно перекашивают рынок зарплат.
Вторая проблема – нестабильность спроса и общая невысокая покупательная способность. С каждой сменой управленческой команды в госкомпании, как правило, замедляется процесс цифровизации и на время замораживаются бюджеты.
А что касается общего уровня покупательной способности, то здесь софтверный рынок напрямую зависит от общего роста экономики. И поддержка субсидирования заказчика может дать свои плоды. Сейчас такая программа запущена для малого бизнеса. Пока о ее результатах говорить рано. Подвести итоги и дать какие-то прогнозы можно будет только в конце следующего года.
Третья проблема – плохая информированность потенциальных заказчиков о российских продуктах. Сказывается шаблонное восприятие российского софта как сырого. Привычка к иностранному софту, которым они пользуются много лет, настолько сильна, что боязнь перемен блокирует потенциальный спрос. Хотя предложение российского разработчика может быть лучше качеством и выгоднее по цене.
Российские разработчики обычно не продвигают свои решения глобально до тех пор, пока не дойдут до определенной точки успешности на российском рынке. Такая стратегия не стимулирует их к скорейшему выходу на мировой рынок, тем самым ужесточая условия конкуренции внутри страны.