Ждать ли нам возрождения Чимерики

Победит ли в американской политике линия Джона Керри?

Обозреватели редко пишут о «внутренних противоречиях» в администрации Байдена, что объясняется, по-видимому, тем, что в этой администрации не так много сильных фигур. Первая тройка команды по национальной безопасности: госсекретарь Тони Блинкен, советник Джейк Салливан и министр обороны Ллойд Остин – все это выдвиженцы Байдена, никогда прежде не занимали крупных постов (выше заместителя главы того или иного ведомства) и политически всецело зависят от своего руководителя.

В команде Байдена, по существу, есть одно исключение из неписаного кадрового правила не брать на борт самостоятельных фигур – это советник по вопросам климата Джон Керри.

77-летний ветеран американской политики, бывший сенатор и государственный секретарь, основной кандидат в президенты США от демократической партии на выборах 2004 г. – Керри безусловно может считаться второй по значимости фигурой в Белом доме.

Керри всегда отличался упрямством и самостоятельностью, что особенно ярко проявилось в его деятельности на посту госсекретаря, когда вопреки пожеланиям его босса, президента Обамы, он последовательно проводил линию на признание нового режима аль-Сиси в Египте и также на жесткое противодействие режиму Асада в Сирии.

Сегодня в преддверии конференции по климату, так называемой Cop26 (т. е. 26-й конференции партий при ООН), которая начнет свою работу в Глазго уже в конце этой недели, стало известно о существенном расколе внутри администрации Байдена по вопросу политики в отношении Китая. О своеобразном «диссидентстве» Керри в окружении президента писалось уже в декабре прошлого года, когда влиятельный эксперт, сотрудник «мозгового центра» демпартии Института Брукингса Том Райт в статье на сайте Atlantic monthly призвал Байдена и лояльных ему советников «урезонить» Керри, не позволив ему проводить самостоятельную «китайскую» дипломатию в обход госдепартамента и Совета по национальной безопасности.

Что, собственно, предлагает Керри? Фактически то же самое, в чем многие подозревали самого Байдена – в желании восстановить американо-китайское партнерство, но уже на новой, экологической основе. Керри считает, что желание команды Байдена поставить на первый план внешней политики не климатические, но геополитические и геоэкономические резоны – сдерживания Китая на всех фронтах – делает практически бессмысленной любую зеленую повестку.

Причем по двум причинам.

Во-первых, потому, что Китай является главным пользователем углеводородов в мире и, если он не придет к согласию о необходимости сокращения своего основанного на угле производства, изменения мировой температуры не более чем на 1,5% по Цельсию добиться явно не удастся.

Во-вторых, Китай является основным в мире производителем поликристаллического кремния – вещества, необходимого для создания солнечных батарей. Китай фактически держит в своих руках 64% всей солнечной энергетики в мире, тогда как США – всего лишь 10%. Эксперты пишут, что без Китая и его производства просто невозможен никакой зеленый переход в глобальном масштабе.

При этом Си Цзиньпин совершенно не отказывается от сотрудничества конкретно по экологическому пункту глобальной повестки: он уже обещал полностью отказаться от угля к 2060 г. и в целом демонстрирует и лично, и через своего помощника по экологическим вопросам Си Чжэньхуа готовность идти на компромисс с Европой и США по темам зеленого перехода. Однако Китай не настолько политически наивен, чтобы кидаться в «зеленые» объятия Запада, да еще в условиях строительства атомного подводного флота в Австралии, жесткой критики прав человека в Синьцзяне и обострения вокруг Тайваня.

Но при том что у Керри как будто много резонов для осуществления своего курса, его линия остается крайне непопулярной в США. В осуждении «особого мнения» советника сходятся непримиримые противники – либеральные эксперты типа того же Райта и сенатора-республиканца из Флориды Марко Рубио, месяц назад призвавшего к отставке Керри.

Но если такая отставка состоится, Керри волей-неволей станет точкой притяжения левого крыла демократической партии, которое при всем сочувствии его представителей к Гонконгу и Синьцзяну более всего в настоящий момент озабочено продвижением именно зеленой повестки внутри Америки и за ее пределами.

Увольнение Керри прямо сегодня означало бы похороны не просто надежд левых демократов, но веры в то, что приведенный в немалой степени усилиями леваков к власти Байден продолжает считаться со своими радикальными союзниками, принимая если не их людей, то их повестку.

В этом внутриамериканском конфликте непросто вычислить интересы России. Наша страна заинтересована в продолжении диалога с США по зеленой повестке, но едва ли нам нужно возвращение Чимерики (т. е. китайско-американской связки), пускай даже и «зеленеющей» (перефразируя название популярного бестселлера эпохи шестидесятых). Раскол Чимерики дал нашей стране поле для внешнеполитического маневра, в ходе которого оказались возможны Женева и завершение «Северного потока – 2». Поэтому нам следует надеяться на то, что Керри не победит своих оппонентов, и на то, что его все-таки не уволят. А он будет оставаться своего рода «чужаком в чужой стране» внутри Белого дома, постоянно взывая к его «зеленой» совести и тем самым не давая полностью возобладать геополитическому рассудку.