Инфляции в России не дадут разогнаться
Почему Банку России легче стабилизировать ситуацию, чем властям развитых странВозросшая и продолжительная глобальная инфляция стала одним из важных побочных эффектов пандемии коронавируса. Рост потребительских цен в России к середине октября поднялся до пятилетнего максимума в 7,8%. В США годовая инфляция в сентябре подскочила до 13-летнего максимума в 5,4%, в еврозоне – до 13-летнего пика в 3,4%.
Локдауны по всему миру в прошлом году резко остановили экономику – упали как спрос, так и предложение многих товаров и услуг. В ответ на это правительства быстро нарастили господдержку граждан и бизнеса за счет выпуска нового долга, а Центробанки снизили ключевые ставки и накачали экономику деньгами посредством программ количественного смягчения. Это позволило поддержать совокупный спрос в экономике, который быстро восстановился после снятия карантинных ограничений.
После того как основные экономики мира восстановились после коронакризиса, перед властями многих стран встала новая проблема – высокая инфляция. Она стала прямым следствием нарушенных из-за пандемии производственных и сбытовых цепочек, а также накачки деньгами крупнейших экономик.
Российская экономика одной из первых вернулась на допандемийный уровень. И теперь наша страна имеет все шансы на быстрое обуздание инфляции. Банк России обладает независимостью в принятии решений в области монетарной политики и действует в координации с правительством. Это выгодно отличает Россию от многих развитых и развивающихся экономик.
В нашей стране нынешний всплеск инфляции уже третий за последние восемь лет. В 2015–2017 гг. и в 2019 г. Банк России посредством ужесточения монетарной политики успешно возвращал инфляцию к целевому уровню в 4%.
Своевременное поднятие ключевой ставки вместе с ростом сырьевых цен помогли рублю в этом году стать одной из лучших валют. С начала года и до 21 октября рубль укрепился к доллару на 4,5%, тогда как большинство валют развитых и развивающихся стран ослабло к доллару в среднем на 4–5%.
Укрепление рубля помогает снизить рост цен на импортные товары и уменьшить инфляционное давление. Для сравнения можно привести опыт Турции, где политическое вмешательство в дела Центробанка и несвоевременное снижение ключевой ставки привели к ослаблению турецкой валюты в этом году на 21% и росту инфляции в сентябре до 19,6% в годовом выражении.
Еще один пример – Бразилия, где власти накануне выборов планируют увеличить госрасходы, нарастив бюджетный дефицит. Несбалансированная бюджетная политика, даже несмотря на ужесточение монетарной политики Центробанком Бразилии, привела к падению бразильской валюты в этом году на 8% и разгону инфляции до 10,3%.
У России сегодня минимальный среди всех крупных стран внешний долг, внушительные золотовалютные резервы, профицитный текущий счет и сбалансированный бюджет. Это снижает чувствительность России к росту внутренних и внешних рыночных процентных ставок и делает рубль более стабильным.
Банк России может свободно повышать ключевую ставку, не опасаясь за кредитные риски или падение фондового рынка. Напротив, в развитых странах – например, в США и еврозоне – раздуты пузыри на рынках акций, облигаций и недвижимости, а правительства, компании и население накопили колоссальные долги. Финансирование хронических дефицитов бюджетов сильно зависит от покупки госдолга Центробанком, особенно в еврозоне. Это существенно ограничивает ФРС и ЕЦБ в возможности поднять ключевые ставки или сократить программы количественного смягчения для сдерживания инфляции.
Таким образом, Банк России имеет все возможности для того, чтобы несколько охладить совокупный спрос и сделать экономический рост более сбалансированным. Это позволит выиграть время и сдержать рост цен, пока мировая экономика не преодолеет кризис предложения.
Согласно нашему базовому прогнозу, годовая инфляция в России сейчас проходит свой пик. Ожидаем, что в октябре рост потребительских цен составит 7,8%, а к концу года инфляция замедлится до 7,4%.
Высокие цены на сырье, товары и услуги побуждают компании увеличивать производство. Это может привести к стабилизации инфляции уже в наступающем году.
К концу следующего года можно ожидать возвращения инфляции к целевым 4%. Это позволит Банку России в наступающем году начать цикл снижения ключевой ставки для ее возвращения в нейтральный диапазон в 5–6%.