У России максимум три года на создание электротранспортной индустрии
Иначе мы рискуем вновь стать отстающей страной мирового автопромаПравительство РФ на прошедшем 6 октября заседании приняло программу стратегических инициатив, которые должны стать ориентирами социально-экономического развития России в ближайшее десятилетие. Сам проект состоит из шести крупных разделов по отраслевым направлениям. Например, раздел «Технологический рывок» включает в себя 15 инициатив: от агросектора до атомной энергетики. Отдельно в этом треке выделяется развитие электротранспорта.
Сегодня весь мир стоит на пороге технологической революции, а в автомобильной промышленности происходят серьезные изменения в структуре использования транспорта. Появляются новые сценарии вроде «транспорта по запросу», идет внедрение технологий автономного вождения, отказ от сгораемого топлива и переход на электротранспорт, в том числе с использованием топливных элементов, созданием зарядной инфраструктуры. Надо ли принимать эти процессы за краткосрочный тренд? Очевидно, что нет.
Достаточно сказать, что Евросоюз принял программу сокращения выбросов и достижения углеродной нейтральности в 2050 г. В рамках решения этой задачи уже к 2035 г. планируется полное прекращение выпуска новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Любопытно, что позиция Еврокомиссии полностью поддержана автопроизводителями, крупные международные концерны уже декларируют планы о глобальной смене вектора. То есть в 2030-х гг. приобрести привычную новую машину с двигателем внутреннего сгорания станет практически невозможно.
Теперь модельный ряд будет дублироваться электромобилями, а вместе с ним будут появляться и абсолютно новые модели на электрической тяге. Такие планы озвучивают не только в Евросоюзе, но и в США, Китае и ряде других стран. Сегодня ускоренно ведется работа и по созданию инфраструктуры с участием государства, а субсидирование потребителей ведет к кратному росту зарядных станций.
На фоне мировых перемен остро стоит вопрос участия России в этом глобальном процессе. Тем более что электротранспорт в стране имеет свою интересную историю. Как известно, еще в конце XIX в. Ипполит Романов создал первый русский электромобиль, который в то время составлял конкуренцию лидерам авторынка благодаря низкой массе – до 720 кг, максимальной скорости в 35 верст в час и запасу хода до 60 верст (это около 64 км).
В дальнейшем у нас также появлялись новые, хоть и редкие модели личного электротранспорта: к примеру Lada Rapan или «Кама-1». При этом в пассажирском сегменте, логистике и на заводских территориях использование электротранспорта постоянно увеличивалось, начиная от троллейбусов и трамваев вплоть современных электробусов, заканчивая специализированными тележками для перевозки продукции и комплектующих на крупных производствах.
Конечно же сегодня российские электромобили неконкурентны на внутреннем рынке и за его пределами. Можно ли изменить этот вектор? Вполне. Как показывает успешный мировой опыт развития отрасли, ключевая роль здесь за государством. Прежде всего речь должна идти о модернизации нормативной правовой базы, вводе различных мер поддержки, в том числе монетарных, а также выделении прямых субсидий производителям и покупателям. В этом движении должны появиться программы популяризации технологий, также нужно разработать соответствующую стратегию и программу развития с финансовой поддержкой.
Первый и очень важный шаг в этом направлении сделан 6 октября, когда проект по развитию электротранспорта стал одной из стратегических инициатив правительства России. Государство, планы которого объявил на прошедшем заседании премьер-министр Михаил Мишустин, предполагает не только производить электромобили и строить зарядные станции для них, но также создавать заправочную инфраструктуру для водородных авто. Развитие транспорта теперь рассматривается в контексте низкоуглеродного развития. Для России это новые отрасли, которые обязательно создадут рабочие места и будут способствовать экономическому росту.
Сегодня правительство открыто заявляет о поддержке строящейся отрасли и ставит короткие сроки активных действий всех участников актуального процесса. В Белом доме откровенно заявляют, что для достижения амбициозной задачи «электрификации» автопрома у нас очень мало времени – 2–3 года. Дальше мы можем безнадежно отстать от лидеров мировой отрасли.
Надо полагать, что в осуществлении заявленных планов правительства помогут действующие документы. Речь идет о «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 г.» и «Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 г.». Эти программы как раз и направлены на создание современного рынка и формирование технологического лидерства. При этом очевидно, что финансовые инструменты их реализации требуют большей детализации и проработки.
В этом большом деле следует отметить роль госкорпораций, которые недавно обратили внимание на автопром. В сентябре 2021 г. компания «Рэнера» (входит в топливную компанию «Росатома» ТВЭЛ) объявила о реализации инвестиционного проекта по размещению на территории Калининградской области производства литий-ионных аккумуляторных ячеек и систем накопления энергии. А «Русгидро» и «Россети» занимаются развитием сети зарядных станций для электромобилей.
Россия действительно только в начале пути, и наш рынок электротранспорта и сопутствующей инфраструктуры не сформирован. Однако сегодня появляется все больше компаний, включая стартапы, в том числе из нашего «Сколково», которые предлагают актуальные рынку вполне современные продукты и технологии. В этом ряду и зарядные станции, и программное обеспечение, необходимое для их эффективного функционирования, отдельные элементы электромобилей и новых универсальных платформ. Господдержка здесь будет не только уместна, но и совершенно необходима. Если мы действительно хотим стать одним из лидеров мировой технологичной экономики.