Макропрогноз от Минэка исполнен оптимизма

Правительству придется выбирать между ростом в 3% и целевой инфляцией

Минэкономразвития представило обновленный прогноз социально-экономического развития России до 2024 г. Что касается текущего года, министерство ухудшило прогноз по инфляции с 5 до 5,8%, при этом улучшило прогноз по росту экономики с 3,8 до 4,2%. На горизонте 2022–2024 гг. темп роста ВВП прогнозируется на уровне 3%, а инфляция – на уровне 4%.

Такое сочетание прогноза роста ВВП и инфляции на ближайшие три года кажется оптимистичным: с учетом ускоренных темпов роста в 2022 г. на фоне посткризисного восстановления уже в 2023 г. экономика может оказаться в состоянии перегрева. Устойчивое сочетание экономического роста в 3% и инфляции в 4% предполагает, что должно произойти увеличение потенциальных темпов роста. Именно низкие темпы потенциального роста были причиной того, что с 2013 г. среднегодовые фактические темпы роста российского ВВП не превышали уровня в 1%. Устойчивое ускорение роста, таким образом, предполагает, что должны быть «расшиты» либо демографическое ограничение, либо инвестиционное ограничение, либо должна резко увеличиться производительность труда. Такие изменения не кажутся вероятными.

Что касается рынка труда, СOVID-19  сделал его еще более жестким, чем он был до пандемии. В пользу этого говорит динамика показателя безработицы, который по состоянию на июль 2022 г. снизился до 4,5%, т. е. почти приблизился к историческому минимуму в 4,3%, зафиксированному летом  2019 г. Рост реальных зарплат на 3,4% в годовом выражении по итогам первого полугодия 2021 г. также является сигналом ограниченного предложения рабочих рук. Прогноз Минэка, кстати, предполагает, что, несмотря на быстрые и устойчиво высокие темпы роста экономики в следующие три года, уровень безработицы замрет на отметке 4,6% – в такую динамику верится с трудом.

Трудно поверить и в быстрый технологический рывок. Значительная часть инвестиционного роста в постковидный период будет скорее связана с реализацией навеса инвестиционных проектов в добыче, отложенных на фоне сделки ОПЕК+ прошлого года.

Это обеспечит рост инвестиций, но вряд ли будет сопряжено с технологическим рывком. Цифровизация экономических процессов дала начало технологическим изменениям, но они скорее носят локальный, нежели общий характер.

Еще одним фактором, ставящим под сомнение потенциальные темпы роста на уровне 3%, является повестка декарбонизации и, следовательно, риски энергетического перехода для российской экономики. Трансформация экономики в низкоуглеродную приведет как минимум к временной структурной подстройке российской экономики, которая будет сопровождаться падением производительности факторов экономического роста, что, в свою очередь, будет транслироваться в снижение потенциальных темпов роста.

Из всего вышесказанного следует, что ускорение экономики до ежегодных 3% рискует повысить инфляционный фон и скорее совместимо с прогнозом инфляции в 5% ежегодно. Зная жесткий настрой ЦБ РФ и его в прошлом успешный опыт по борьбе с инфляцией, в такой сценарий трудно поверить. Возвращение инфляции к 4%-ной цели, с другой стороны, будет означать, что жесткая монетарная политика будет играть сдерживающую роль для экономического роста. Как ни хочется получить и целевую инфляцию, и давно желанный 3%-ный рост, представляется, что пока придется выбирать – или одно, или другое.