Могут ли Венгрию исключить из ЕС
Так предлагают поступить европейские чиновники в ответ на принятие страной закона «О защите детей от идей ЛГБТ»Сегодня предложения об исключении Венгрии из ЕС звучат открыто от представителей общеевропейских властных инстанций. Причиной стал закон «О защите детей от идей ЛГБТ», принятый венгерским парламентом по инициативе правящей партии «Фидес» в первой половине июня.
Накануне июльского саммита ЕС было принято осуждающее венгерский закон заявление 17 стран, подписанты которого призвали «гарантировать соблюдение европейского права». 7 июля глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, выступая в Европарламенте, пообещала задействовать в отношении Венгрии и ее властей «доступные ей средства». На следующий день Европарламент 459 голосами против 147 принял резолюцию, в которой назвал закон «умышленным и заранее запланированным примером постепенного демонтажа системы прав человека в Венгрии». Параллельно с инициативой об исключении Венгрии из ЕС выступил глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн – признав, правда, что процедура «общеевропейского референдума» об исключении на сегодня отсутствует.
События последних месяцев и недель в отношениях Венгрии и ЕС позволяют говорить о серьезном кризисе. Премьер-министр Виктор Орбан выдержал сдвоенную атаку европейских либеральных интеллектуалов и политических функционеров (включая председателя Еврокомиссии, премьер-министров Нидерландов и Люксембурга), аналогов которой не было начиная с 2010 г.
До сих пор ведущие политики из стран, представляющих «ядро» Евросоюза, еще никогда не увязывали оказание экономической помощи странам Восточной Европы со следованием определенным «ценностно-идеологическим приоритетам». Между тем продвижение к реализации заявленного в 2020 г. плана подъема экономики, на который выделяется 750 млрд евро, было приостановлено для Венгрии и Польши «в связи с беспрецедентными ограничениями для деятельности ЛГБТ-сообществ».
Помимо этого лидеры ЕС ставят вопрос о необходимости признания Будапештом верховенства европейского законодательства над национальным, что вызывает в этой стране активное неприятие. Вследствие этого расхождения позиций решение вопроса о подключении Венгрии к плану экономического восстановления отложено до 30 сентября, что задерживает выделение Венгрии запланированных 7,2 млрд евро.
Ответ Будапешта на беспрецедентный внешний вызов последовал незамедлительно. Помимо уже привычной суверенистской риторики («эти деньги наши») Орбан официально объявил, что проведет общенациональный референдум по вопросам, касающимся защиты детей и традиционных семейных ценностей. Ни о каких уступках, таким образом, речь сегодня не идет.
Сегодняшний вызов для Будапешта случился в сложной для него политической ситуации, когда президентом США является политик, всерьез намеренный создать коалицию ради защиты «либеральных ценностей». И у Орбана больше нет возможности играть на противоречиях между Вашингтоном и Брюсселем. К тому же вполне возможна смена власти в Берлине в связи с предопределенным уходом благоволившей Орбану Ангелы Меркель и возможной победой на ближайших парламентских выборах в бундестаг партии зеленых, идеологического союзника демпартии США. Пространство для маневра для официального Будапешта, таким образом, сужается.
Орбан едва ли сможет пойти на демонтаж выстраивавшейся начиная с 2010 г. политической системы и подкрепляющей ее национально-консервативной идеологии. Глубоко реформировав венгерскую политическую систему и превратившись в ее «центр», Орбан заявил о себе как о приверженце христианских и национальных традиций, символически воплощенных в короне Святого Штефана. Свою миссию премьер Венгрии всегда видел именно в напоминании «постхристианской» Европе о ее культурно-исторических корнях и сохранении самобытности венгерского народа. Очевидно, что радикальная смена политического курса и дискурса для официального Будапешта нежелательна. Но нужен ли ныне европейским и германским элитам восточноевропейский политик, способный управлять «консервативной волной» и вводить ее в институциональные рамки? Возможно, приоритеты теперь радикально поменялись.
В этой ситуации намеченный в Венгрии референдум действительно может стать выходом из ситуации для официального Будапешта и лично для Орбана. Плебисцит – хороший способ укрепить свои позиции (в случае одобрения правительственной позиции) либо снять с себя ответственность за сложившуюся конфликтную ситуацию (в случае гипотетически допустимого неодобрения). В любом случае референдум позволит Орбану вести торг с функционерами ЕС с более устойчивых позиций. И если захочет начать определенные преобразования внутри Венгрии, это можно сделать, избежав демонтажа. Однако сумеет ли Орбан успешно разыграть свою партию в сложившейся ситуации? И хватит ли устойчивости у выстроенной им политической системы – либо популяризируемая сегодня либеральными политиками Будапештская весна станет реальностью? Ответы на эти вопросы мы получим в ближайшие месяцы.