Лоукостер от S7: перезагрузка спроса
Появление нового игрока может способствовать разгрузке Московского авиаузлаАвиакомпания S7 объявила о планах организации нового лоукост-перевозчика. Согласно озвученным планам, новая авиакомпания начнет свои полеты в середине 2022 г. Маршрутная сеть будет выстроена в средней полосе России в обход Московского авиаузла.
Обеспечение доступности региональных перелетов для широкого круга граждан на протяжении многих лет является одной из целей транспортной политики. Доходы в регионах значительно отстают от столичных. В 2020 г. среднедушевой денежный доход в Москве, по данным Росстата, составил 76 000 руб. в месяц, тогда как в Уральском федеральном округе – 37 000 руб., в Приволжском и Сибирском ФО – 28 000 руб. С учетом такой дифференциации доступные цены выглядят ключевым аспектом в стимулировании развития региональных перевозок.
Однако возможность предложить низкую цену на перевозку – это скорее следствие лоукост-модели, а не ее основа. Лоукостер зарабатывает не на цене, а на объемах. Поэтому ключевым вопросом для новой авиакомпании станет вопрос: есть ли потенциальный спрос на региональных рейсах в достаточном объеме для обеспечения экономической целесообразности лоукост-модели?
Статистика свидетельствует об устойчивости рынка региональных перевозок. В доковидном 2019 году на внутренних рейсах вне Москвы было обслужено порядка 21 млн пассажиров. Сложный 2020 год затронул региональный рынок в значительно меньшей степени, чем Москву: снижение трафика составило 7%, тогда как Московский авиаузел сократил объемы на внутренних рейсах на 30%.
В текущем году внутренний рынок демонстрирует показатели, превышающие доковидный период. По итогам пяти месяцев текущего года пассажиропоток на региональных рейсах на 42% превысил показатель аналогичного периода 2019 г. Основным драйвером развития региональных перевозок стал туристический ренессанс российских южных курортов в условиях ограничений на международное авиасообщение.
Однако новый лоукостер планирует развивать маршруты в средней полосе России, где потенциал спроса ограничен определенным потолком – наличием стимулов осуществлять региональные путешествия при исторической концентрации экономической и культурной жизни в двух столицах.
В 2024 г. новый лоукостер планирует перевезти 7,8 млн пассажиров. При достижении таких показателей на региональных рейсах авиакомпания может войти в топ-5 перевозчиков на внутреннем рынке, а также способствовать разгрузке Московского авиаузла. Наличие новых предложений на рынке способно «разбудить» потенциальных клиентов, которые сейчас отказываются от путешествия по причине его дороговизны или отсутствия прямых рейсов. Однако если развитие маршрутной сети лоукостера не будет отражением появления новых драйверов развития экономических, социальных и культурных связей между городами, то вместо генерации нового трафика скорее можно ожидать передела рынка.
Новая авиакомпания, анонсированная S7, напрямую не будет конкурировать с «Победой»: маршрутная сеть лоукостера «Аэрофлота» опирается на Москву. Однако она может стать прямым конкурентом авиакомпаний Red Wings, «ЮВТ-аэро», «Руслайн», «Ютэйр».
При этом ценовая конкуренция растет. Авиакомпании, осуществляющие внутренние региональные рейсы, уже внедряют элементы лоукост-модели. Например, «Ютэйр» частично ориентируется на эту модель уже несколько лет, Red Wings недавно анонсировала развитие низкобюджетных перевозок.
Учитывая рост ценовой конкуренции и жизненную необходимость лоукостера в большом объеме трафика, развитие отношений с клиентами может стать одним из конкурентных преимуществ компании. Возможно, повышение стандартов клиентоориентированности в низком ценовом сегменте станет еще одним значимым вкладом нового игрока в долгосрочное развитие рынка авиаперевозок.